И снова о красоте

Не будучи гурманом, я, тем не менее, в окружающем меня мире больше всего ценю гармонию. Не будучи гурманом, я, однако, способна существовать в мире, где эта гармония то и дело нарушается. Иногда этих нарушений скапливается столько, что рождается альтернативная гармония искажений. Будучи изначально анти-гармонией, она, тем не менее, подчиняется тем же законам. Помните, пушкинский Сальери пытался "поверить алгеброй гармонию"? Вот оказывается, что именно алгебре это хорошо удается. Чего не удавалось книжному Сальери и неподвластно алгебре - это вдохнуть идею в мертвую красоту и оживить ее. То есть, стать Творцом.

Основной тезис, который я постараюсь развернуть в этом эссе, звучит так: существует красота без идеи, существует идея без красоты, а когда они встречаются вместе, то рождают высокое искусство. То самое, которое для эстетов. Я не знаю, каким образом оценивать идеи; у меня для этого нет измерительных приспособлений, поэтому новизну, свежесть, глубину, оригинальность, и какие еще там параметры могут быть у идей, пусть это оценивают другие люди. А красота - она всегда оценивается по наличию гармонии; и даже страшно уродливые, и просто откровенно страшные вещи могут содержать в себе красоту: особый, альтернативный вид красоты, но, тем не менее, красоты.

Работа Руди Гигера. Некрономикон.
Работа Руди Гигера. Некрономикон.

Ныне уже покойный Руди Гигер прославился как художник, воспевающий как бы альтернативную эстетику. Однако все его работы, как бы отвратительно не было их содержание, строго подчиняются законам гармонии. Его линии точны и выверены, а пропорции, даже если это пропорции Чужого - безупречны. Цвета, ессли работа не монохромная, идеально подобраны и именно такие, как нужно, а если работа монохромна, то баланс тонового решения строг и не оставляет места сомнениям в безусловном мастерстве художника. Нравится ли мне Гигер? Нет, не нравится. Но он вызывает уважение.

Есть такой писатель Дин Кунц. В свое время я не смогла дочитать его повесть "Логово", постоянно борясь с приступами тошноты при чтении описания, как серийный маньяк-эстет обустраивает свой макабрический дизайн-парк, инсталлируя там мертвецов и еще не вполне мертвецов. Руководствуясь правилами гармонии. Если отвлечься от аморальности действа, эстетика там вполне присутствовала. Но если я уважаю Гигера как художника, уважала бы я такого эстета-некрофила? Эстетика эстетикой, но поскольку мы люди, то границы нашей толерантности очерчиваются моралью. Некоторые работы Гигера балансируют на пределе моей морали, но все же не выходят за ее границы, в то время как Логово однозначно выпадает за ее пределы.

Однако вернемся к правилам гармонии. Они вполне математичны и выражаются соотношением, которое носит название "золотое сечение". Проще всего определять наличие гармонии среди абстрактных форм. Гораздо сложнее это делать, когда содержание выступает на передний план и заслоняет собой форму. Когда начинающий фотограф выставляет на фотофоруме очередной закат, котенка или девушку, завсегдатаи морщат нос или откровенно выражают свое "фэ", а неофит не понимает, в чем же дело. Закат же красивый? И котенок красивый, и девушка... А завсегдатаи не будут в миллионный раз объяснять, что вся эта красота - заслуга Творца, а не фотографа. Задача фотографа - не просто запечатлеть то, что создал Творец, а самому создать нечто прекрасное и гармоничное.

Работа Анселя Адамса. Птицы на берегу.
Работа Анселя Адамса. Птицы на берегу.

Природа прекрасна и гармонична сама по себе, и ее изображение, скорее всего, будет прекрасно и гармонично, если не накосячить с линией горизонта и светом. Однако настоящий фотохудожник способен на большее: он способен увидеть то, что скрыто, и вдохнуть идею в свое творение. Таким художником был Ансель Адамс.

Работа Анселя Адамса.
Работа Анселя Адамса.

Я, пожалуй, различаю два основных вида красоты, которые назову для простоты "красотой холодного рассудка" и "чувственной красотой". Первая максимально утилитарна и практична, вторая - вызывает эмоции. И та, и другая основаны на гармонии формы, линий и цвета, однако если первая тяготеет к минимализму, отточенности цветовых акцентов и сбалансированности, то вторая - ее буйная сестра - упивается деталями, фактурами, изощренностью завитков и сочностью цвета. Разница аллегорически показана Тицианом в его картине "Любовь земная и любовь небесная":

Тициан. Любовь земная и любовь небесная. Галерея Боргезе, Рим.
Тициан. Любовь земная и любовь небесная. Галерея Боргезе, Рим.

Разницу можно наблюдать воочию в работах людей, которые занимаются визуальным творчеством. Я сама предпочитаю первый тип, но второй мне кажется очень притягательным, хотя его избыток утомляет. Далее посмотрим поближе на эту разницу, на примере дизайнов интерьера.

Дизайн интерьера. Первый тип красоты. Работа Даниэле Лаго.
Дизайн интерьера. Первый тип красоты. Работа Даниэле Лаго.
Дизайн интерьера. Второй тип красоты.
Дизайн интерьера. Второй тип красоты.

На представленных двух фотографиях в интерьерах использованы примерно одинаковые цвета, однако разница в результатах весьма внушительна. Четкие геометрические формы первого и мягкие очертания второго, минимализм первого и детализация второго, утилитарность первого и расслабленность второго... Доктор Штольц и Илья Ильич Обломов.

Но вернемся к идеям. Когда я писала статью про Olek, я отметила, что работы этой художницы выполнены в рамках альтернативной эстетики. И лично мне они не нравятся нарочитой некачаственностью исполнения. Однако я признаю, что там есть идея. Кислотная, маргинальная, рвущая всевозможные шаблоны - но идея там имеется. Если отвлечься от торчащих ниток и посмотреть на инсталляции издалека, то видны городские сцены в свете неоновых ламп. Граффити на стенах. Люди-силуэты. Город, сводящий с ума. Лозунги-плакаты, впечатывающиеся в мозг. Человек-твиттер, человек-фейсбук. Дело вовсе не в том, что Агата Олексяк якобы плохо вяжет крючком или не умеет сочетать цвета, а в том, каким она видит мир (а если она не видит его таким, то зачем она его так преподносит? Затем, что так лучше продается?). А если мир в самом деле сплошь состоит из суррогатов-симулякров, от которых пестрит в глазах, а мозги заворачиваются в трубочку, то, пожалуйста, остановите Землю, я сойду. Вместе с В. Вишневским, автором этой эпохальной фразы.

К счастью, на нашем глобусе пока что идеи все-таки встречаются с красотой.

Хотя бы иногда.

И это радует.

Работа Анселя Адамса.
Работа Анселя Адамса.