Черный, черный цвет

В черном, черном городе по черной, черной улице ехала черная, черная машина... В черной, черной машине сидели черные, черные люди...
(Из детской страшилки)

Не так давно моя сестра немного сменила имидж и решила побыть жгучей брюнеткой. Этот опыт оказался в некотором смысле рвущим шаблоны, поскольку выяснилось, что люди делятся на две категории: на тех, кому нравится (или индифферентен) черный цвет, и на тех, кому он категорически не нравится.

Вроде бы ничего необычного в таком делении нет. Все люди в своей первоначальной оценке чего бы то ни было придерживаются принципа "нравится-не нравится", используя этот принцип как простейшую шкалу оценки, и только потом, возможно, применяют и другие шкалы. Но есть один маленький нюанс. Вот условный ты, допустим, говоришь условной мне, что мне не идет черный. Ты при этом действительно оцениваешь меня в единстве с этим самым черным цветом, прикидывая в уме возможные сочетания моего облика и черного цвета в разных пропорциях, видишь их негармоничность и на основании этого делаешь вывод, что мне черный не идет? А может, обобщением "не идет" ты отмечаешь, что вот сегодня мой облик как-то неудачен, но поскольку нового во мне - только, скажем, цвет волос, а все остальное тобой уже видено и оценено, а оценки ты запомнил и не видишь необходимости как-то что-то переоценивать в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, то автоматически неудачность моего сегодняшнего облика ты относишь на счет нового цвета моей шевелюры? Или же ты оцениваешь свое отношение к этому цвету, безотносительно того, какой эстетический эффект дает привнесение черного в мой облик? Иными словами, насколько объективна твоя оценка?

Относительно какой шкалы ты делаешь свои выводы?

Вопрос, конечно, интересный. Не только потому, что нынче чужой внешний вид не критикует только ленивый. "Не только лишь все", как говаривал незабвенный продолжатель филологической традиции Виктора Степановича. Но подавляющее большинство этих критиков не оценивает ситуацию, как она есть, а повторяет заученные нормы. Иногда - к месту, иногда - нет. Проблема в том, что если критикуемый оценок не просил, но их, тем не менее, получает, особенно в негативном ключе, то у него не всегда выходит эту критику проигнорировать. Разобраться же в том, насколько объективно мнение критикующего, он по каким-то причинам не может. Ситуация с черным цветом здесь не исключение, а, скорее, правило.

Черный - это очень непростой цвет*. Я не буду говорить о том, что этому цвету в нашей оевропеенной культуре сопутствует определенная смысловая, символическая нагрузка. Чаще негативная, чем какая-либо другая. Как любят говорить интеллектуалы, черный вызывает определенные коннотации. Но мне не интересны коннотации черного, не о них речь в этой статье. Я буду говорить только об эстетике черного цвета. О его визуальном восприятии и о восприятии других цветов рядом с черным.

* строго говоря, черный - это вообще не цвет. Но мы не будем говорить строго, для наших целей это не обязательно. А если говорить нестрого, то черный, вместе с белым и оттенками серого, различающимися по тону, относится к так называемому ахроматическому ряду. Представителей этого ряда таки называют ахроматическими цветами. Поэтому будем называть черный - цветом, но будем помнить, что он отличается от других цветов. Чем именно - разберем ниже.

Так вот, у черного цвета есть очень интересная особенность. О ней хорошо знают люди, которые рисуют. Черный цвет, как никакой другой, способен подчеркивать другие цвета, рядом с которыми он находится. И не только цвета, но и формы. Он их делает более резкими, более четкими, убирая ту размазанность, растушеванность и приглушенность, которая в живописных полотнах создает эффект воздуха. Поэтому в живописи черная краска для передачи черного цвета не используется**. Поэтому в графике, особенно там, где надо говорить "шершавым языком плаката" (С, Вл. Маяковский), широко используется чистый черный цвет.

** эффект черного цвета достигается за счет виртуозного сочетания других цветов. Использовать черную краску в классической школе живописи, если это не гризайль, не принято. Но, конечно, могут быть и исключения. Мастерам, которые постигли Дао, позволено все :)
Поэтому голубые глаза в обрамлении черных ресниц под черными бровями выглядят необыкновенно ярко. О гармонии такого сочетания необходимо каждый раз говорить отдельно, особенно когда глаза и волосы - светлые; однако эффект, как говорится, налицо.
Черное и белое.
Черное и белое. Фото без фильтров. Из архива Nyyrikki.
Можно придумать теоретическое обоснование этого любопытного факта. Что такое, собственно, цвет? Это наше сенсорное ощущение, вызванное оптическим излучением с определенной длиной волны, соответствующей данному цвету. Белому цвету соответствует белый свет, который содержит в себе все цвета. Поэтому (не забываем, мы только что придумали это объяснение! Хотя не факт, что оно не соответствует истине) белый цвет дополняет и несколько приглушает другие цвета, как бы разбеляет их. А вот черный есть отрицание белого, поэтому он другие цвета подчеркивает. Не вполне ясно, как в эту теорию укладываются "50 оттенков серого", но они вообще мало куда укладываются. Серый в принципе довольно капризен. Но об этом - в другой раз.

В народе бытует такое расхожее мнение: черный цвет старит. Это утверждение из разряда норм, а нормы, как мы знаем, дают опору во многих случаях, но жестки и негибки во многих других. Данная норма - не исключение. Она основана на свойстве черного цвета подчеркивать другие цвета и формы, делать их более четкими, зримыми. Таким образом, если на лице имеются морщинки или какие-либо дефекты, то черные волосы подчеркнут их наличие. Отсюда и вердикт: "Старит!" Если имеются несовершенства фигуры, то черное платье в обтяжку сделает их более явными. Однако есть фасоны, при которых черный цвет, наоборот, сгладит несовершенства. И если твоей целью является подчеркнуть некую, скажем, духовную составляющую твоего образа, то наличие морщинок роли играть не будет. А если мы говорим об эстетике, то если в нашем облике есть нечто, которое объединяло бы все детали в единое целое, то кому какое дело до наших морщинок. Они в нашем облике - не главное. Зато в нем вполне может быть место и черному цвету.

В пассаже о "духовной составляющей" я вплотную приблизилась к теме, которую затрагивать не собиралась: о символизме цвета. Следует понимать, что область смыслов, символов и коннотаций является той самой воображаемой реальностью, которая, по определению Н. Харрари, тесно связана с конкретным социумом, с конкретной культурой. Иными словами, что культура (читай - нормы и традиции) приписывает данному цвету, то он и будет обозначать - но только для представителя данной культуры (знающего нормы и традиции). Визуальный образ способен нести множество метасообщений через символизм, но прочитать эти метасообщения сможет только тот, кто с данной культурой и ее кодом знаком. Поэтому когда психологи рассуждают о том, что приверженность к черному цвету свидетельствует о депрессивном настрое человека, я скептически жму плечами. Ну да, конечно. Скажите это китайцам, что ли...
Черный, черный цвет. Идеально уравновешенная картинка.
Черный, черный цвет. Идеально уравновешенная картинка. Фото из коллекции Дольче и Габбана весна-лето 2014 г.

Есть у черного цвета еще одна особенность, которую можно отнести к чисто эстетическим. Черный цвет визуально "тяжелый". Это означает, что внедрение черного в картинку должно быть оптически уравновешено другими цветами и формами так, чтобы в результате не возникало диссонанса. Диссонанс при визуальном восприятии - то же самое, что и фальшивый звук в музыке; если второй режет ухо, то первый режет глаз. Но иногда диссонанс оправдан: в том случае, когда намеренный, тщательно выверенный диссонанс призван добавить динамики в картинку, лишить ее статичности. Надо, однако, иметь хорошее чувство меры, иначе фальшь останется фальшью.

Черные брови при светлых волосах - как раз пример такого диссонанса. Обычно блондинкам советуют подчеркивать брови коричневым или серым цветом - именно потому, что черный смотрится слишком чужеродно. Нет, конечно, если блондинка от слова "блонд" на коробке с краской, то у нее могут быть абсолютно черные от природы брови. Вот только выглядит это фальшиво. Хуже только, когда на бровях выполняется толстый черный татуаж.

Можно возразить, что визажисты частенько делают у светловолосых моделей или актрис черные брови. Но...

  • цель такого визажа часто не имеет ничего общего с гармонией облика;
  • диссонансы в отдельных обликах, взятые в совокупности, могут создавать общую гармонию, которой и подчинена цель такого визажа (см. п.1);
  • а вы уверены, что визажисты используют именно черный? (см. абзац про художников и классическую школу живописи).

Вернемся теперь к тому, с чего началась эта статья. Как люди относятся к черному цвету. Вот так и относятся. Либо приемлют его, либо нет. А если не приемлют, то скажут, что черный вас старит, или что надо бы что-нибудь повеселее (ау, психологи, вот и нашлись люди, которые одного с вами мнения по вопросу черного цвета! Если черное==грустное, то отсюда и мысли о депрессивных склонностях. Все логично, вот только применимо не всегда, не везде и не ко всем). Да, люди, которые осознают, что им просто не нравится, могут честно сказать, что им просто не нравится. Без рационализаций, почему именно не нравится. Как реагировать на это? Да никак. Если вы уверены в своем выборе, мнение других примете к сведению, но решать все равно будете вы. А если не уверены... Найдите честного человека, суждению которого доверяете. И спросите его.

В конце концов, цвета не обязательно воспринимать только с эстетической точки зрения. Можно и по-другому. И это восприятие ничуть не хуже эстетического:

  • Цвет - показатель настроения. Яркие цвета создают хорошее настроение, хорошему настроению соответствуют яркие цвета! Нет - черно-серым унылым сочетаниям! Солнечному миру - да, да, да! ...;
  • Цвет - показатель практичности. Серое, черное, коричневое - немаркое, приличное в любом обществе, это правильно, потому что функционально; ну, дети - это отдельно, это наше будущее, их надо правильно вырастить; потому можно девочкам - розовое, мальчикам - синее, и т.д.;
  • Цвет вообще не важен, важен статус, солидность; солидные фирмы для солидных людей часто предлагают решения в черных цветах, значит, пусть будет черный. В черном-черном Бентли ехал черный-черный человек, черный - потому что в черном-черном дорогом костюме от... ну, скажем, Лагерфельда. Ехал на встречу важных людей, таких же солидных, по важному вопросу. А больше мы про него ничего не скажем, потому что за черной-черной тонировкой не разглядеть;
  • Цвет не важен, какая разница, какого цвета моя Тесла; она крутая, потому что Маск крутой, и это - технологии будущего, крутяк и движуха...(дальше фантазия буксует);
  • Продолжение? Может, и последует.

Как-то так. Почему бы и нет? Я - точно не буду спорить с такой постановкой вопроса. Есть многое на свете, друг Горацио. Ну так пусть цветет сто цветов, и черный - среди них.