Скучен ли монохром?

Задуматься на эту тему меня побудила одна фраза, сказанная Асей Вертен. Сказана она была применительно к вязанию, к созданию одежды крючком. И в данном случае под монохромом подразумевается использование единственного цвета в работе (напомню, более общее понятие монохрома – это разнообразные тона одного и того же цвета, главное, чтобы не было примесей других цветов. Классический пример монохрома – это черно-белая фотография).

Черно-белое фото в альбоме.
Черно-белое фото в альбоме. Фото из архива Nyyrikki.

Монохром – это определенные рамки, ограничивающие использование выразительных средств. Цвет сам по себе является очень мощным выразительным средством, и лучше всего этим средством передаются эмоции, то есть, энергетическое состояние. Не зря же говорят, что зеленый - спокойный цвет, синий - задумчивый, красный - агрессивный, желтый - веселый... На самом деле это нормативные ассоциации цвета с энергетическим состоянием, а нормы сильно зависят от социума (в Китае, например, совсем другие нормы.) Но одно представляется мне бесспорным: художник, желая транслировать своим произведением определенное настроение, выбирает определенную цветовую гамму. Отказываясь от цвета как от инструмента трансляции, художник сознательно выбирает другие выразительные средства.

Какие же? Что же остается у художника, когда он сознательно отказывается от цвета?

Во-первых, у него остается форма как часть плоскости (пространства), заполненная фактурой, и во-вторых, - линия как граница формы. Не имея возможности играть цветом, расставлять цветовые акценты, подчеркивать цветовыми градациями вложенные смыслы, создавать гармонию цвета, художник должен в разы больше уделять внимания игре форм, линий и фактур, расставлять акценты сочетанием этих форм, линий и фактур; делать так, чтобы смыслы рождались взаимодействием форм, линий и фактур; создавать их гармонию.

Работа турецкого фотографа Siyah Beyaz.
Работа турецкого фотографа Siyah Beyaz.

По большому счету, в монохроме можно творить исключительно сильные с художественной точки зрения вещи. Это понимали как европейские, так и азиатские художники. Вспомним гравюры Дюрера или Рембрандта, рисунки Гойи, японскую и китайскую монохромную живопись... А как не вспомнить шедевры таких фотографов, как Ансель Адамс, Анри Картье-Брессон, Хельмут Ньютон, и других?

Когда я писала эту статью, я открыла для себя новое имя: турецкий фотограф Siyah Beyaz. Оказывается, мне давно нравились его работы, только я не знала, кто фотограф! Одна из них - моя любимая - вынесена в качестве главной иллюстрации к этой статье. Назавается Steps From Antiquity.
Японская живопись тушью.
Японская живопись тушью.

Монохромными являются также резьба, рельеф, скульптура. Только вместо плоскости художник имеет дело с пространством, а к линиям добавляются еще и поверхности.

А как быть, когда ты делаешь одежду? Не убьет ли монохром красоту? Что должно быть в арсенале художника-модельера, чтобы он рискнул работать в монохроме?

Тут же вспоминаются бесконечные серо-черные силуэты людей на улицах Москвы в осенне-зимний период, особенно в ноябре, когда листья уже опали, снег еще не выпал, холодный дождь моросит дни напролет, мокрый от дождя асфальт становится черным, лужи, покрывающие асфальт - серыми, и над всем этим монохромом нависает низкое свинцово-серое небо... Тут очень хочется чего-нибудь яркого, например, зонтика от Дольче и Габбана - ярко-красного, с орнаментом сицилийской повозки...

Но если отвлечься от природно-погодных условий и вернуться к монохрому, то этот монохром не обязательно черный. Он может быть цветным. Однако, по условиям задачи, что остается у художника-модельера, когда он моделирует в монохроме? Ровно то же самое, что и у других художников, а именно: форма, линия и фактура.

В применении к одежде это будет: отточенный силуэт, безупречная посадка по фигуре, интересные фактуры того, из чего выполнена одежда... Скучно? Ну, не знаю... Красиво? Безусловно.

Платья, выполненные в монохроме. Из коллекций Дольче и Габбана.
Платья, выполненные в монохроме. Из коллекций Дольче и Габбана.

Но, конечно, художник сам выбирает, работать ли ему с цветом, или же обратиться к графике. В любом случае, это вопрос личных предпочтений. Если покопаться глубже, то наверняка выявятся связи этих предпочтений с функционированием модели информационного метаболизма, но это уже тема для серьезного соционического исследования.

Что касается меня, то я всегда предпочитала живописи - графику. Однако меня восхищает артистичная работа с цветом, даже если я сама имею склонность минимизировать сочетания цветов и форм. А на вопрос, скучен ли монохром, я, пожалуй, отвечу так: скучно однообразие. А оно может быть как в монохроме, так и в цвете... Вот, пожалуй, и все!