О русском Севере глазами современных художников

Дисклеймер: заранее прошу прощения за непрофессиональный формат иллюстраций. Я не журналист и не обладаю ни нужным для профессиональных съемок оборудованием, ни необходимым для этого временем. Однако надеюсь, что представленные иллюстрации дадут хотя бы отдаленное представление о творчестве художников, избравших в качестве своей Музы Аврору Бореалис и ее загадочную страну.

18 октября 2018 года мне довелось побывать на выставке полотен современных русских художников, которая называлась "Русский Север". Выставка проходила в Государственной Думе, поэтому попасть туда просто так было, мягко говоря, не вполне реально. Однако я узнала о выставке из Инстаграма художника Дмитрия Гусева, чьи работы незадолго до этого видела у Олега Крашевского, будучи в числе его гостей в удивительном краю Путорана. Я написала Дмитрию, и с его помощью многочисленные кордоны, отделяющие святая святых наших законодателей от мира простых людей, были преодолены.

О русском Севере глазами современных художников
В тот день нас таких - пришедших полюбоваться картинами русского Севера - было двое: я и еще один человек из Новосибирска, суровый на вид, очень фактурный, просто квинтэссенция настоящего сибиряка, какими мы - изнеженные жители мегаполиса - представляем себе настоящих сибиряков. Так вдвоем, обмениваясь впечатлениями, мы и ходили по выставке, останавливаясь надолго около каждой картины, ловя ассоциации, угадывая аллюзии, вытаскивая из глубин собственной памяти собственные же впечатления о тех местах, где мы были сами, и о тех людях, которых видели или с которыми знакомы.
По части аллюзий и намеков лично меня выставка очень порадовала. Я не являюсь поклонником интуитивного искусства - может, просто потому, что интуицией Создатель меня сильно обделил, зато взамен дал неплохую способность воспринимать цвет и форму. Поэтому выставка "Русский Север" впечатлила меня не только замечательными реалистичными пейзажами и портретами, но и отсутствием необходимости высасывать из пальца идею. Потому что вот же она, идея, во всей ее пронзительной простоте и бесконечной сложности бытия: зима и лето, трава и снег, молодость и старость, радость и печаль.
О русском Севере глазами современных художников
Возможно, я ошибаюсь, не будучи умудренным знатоком истории живописного искусства. Однако мне кажется, что в представленных на выставке картинах отчетливо прослеживается Традиция. Традиция, которая проявляется не в способе наложения мазков и даже не в степени "фотографичности", а, скорее, в настроении, передаваемом каждой картиной. Это задумчивость Левитана, феерический свет Куинджи, спокойная размеренность Поленова, сосредоточенность Крамского. Сравните, например, "Старовера" Дмитрия Гусева и портрет Льва Николаевича кисти Ивана Крамского. Так и хочется сказать вслед за классиком: "Какая глыба, какой матерый человечище!" И тем более приятно, что на портрете кисти нашего современника изображен наш современник. А это значит, что не оскудела, не выродилась и еще много чего "не" наша земля.
О русском Севере глазами современных художников
Северное сияние глазами Дмитрия Гусева.
О русском Севере глазами современных художников
Еще одно имя запомнилось мне: Анастасия Сажина. Кольский полуостров, Териберка, Хибины. Я видела эти места, пусть и не совсем эти, но все же могу сказать, что самое главное на ее картинах я узнала. Это - особые северные цвета, неяркие, неброские, но удивительно гармоничные. Эти цвета так глубоко западают в душу, что хочется возвращаться к Северу снова и снова. Я уже писала об этом в статье о Белом море. Это совсем не те цвета, которые окружают нас на югах, и даже не те, которые мы видим у себя в средней полосе. Глядя на свинцовое небо, рыжий берег, невысокие серые горы, покрытые кое-где пятнами майского снега, невольно думаешь о свирепых викингах и героических исландских сагах. Суровая природа подобных мест выковала подобных людей, но ведь и у нас есть такие места и не менее железные люди, вот только саги о них никто не сложил тогда.

А теперь оставим на время суровый Кольский полуостров и переместимся в Карелию. Северный быт и северные деревни. Они именно такие, можно сравнить картину и фотографию:

О русском Севере глазами современных художников
Северная деревня. Художник Сергей Трошин
О русском Севере глазами современных художников
Северная деревня. Карелия. Фото из архива Nyyrikki

И кажется, будто ничто не изменилось со времен Калевалы. Воздух чист и прозрачен, дела неспешны, люди несуетливы. Время как будто остановилось в поступательном движении, заменив его движением циклическим. Что было - то и будет, что делалось, то будет делаться, и ничего нового нет под солнцем. Но все-таки род приходит, и род уходит, а земля пребывает вовеки. Так сказал Екклезиаст, и таков русский Север, такова его, не побоюсь этого слова, имманентная природа.

Об этом и рассказывают нам русские художники.