О женском платье

Я люблю платья. Хорошее платье - это вещь многоцелевого назначения. Во-первых, правильно сконструированное платье облагораживает фигуру. Если фигура такова, что корректировать в ней нечего, то правильное платье подчеркивает совершенство формы. Если фигура не обладает совершенством формы, то правильное платье эту самую форму смоделирует. Во-вторых, правильное платье является стилистически цельной конструкцией. Проще надеть платье и подобрать к нему аксессуары, чем строить костюм из множества зачастую неперекликающихся составных частей. Ну и в-третьих, платье - это удобно.

А еще есть женщины - адепты разного рода мистических учений. Они утверждают, что юбка есть резонатор для некоей женской энергетики, которая якобы скапливается под подолом. И если носить юбку, особенно длинную, то и болеть перестанешь, и плодородной станешь - жуть. Как по мне, все это чушь собачья. Одно точно скажу: зимой в юбке теплее, чем в брюках, потому что под юбку хоть десять штанов надеть можно, а под брюки - только то, что под эти брюки налезет. Потому и болеть перестаешь, что коленки в холода не мерзнут, а раз коленки не мерзнут, то и другие аспекты здоровья не страдают. И никакой мистики.

В моем словаре Дзингарелли есть отличные картинки о деталях исторического костюма. На этих картинках отчетливо можно увидеть характерные черты, присущие тому или иному костюму в той или иной исторической местности, в ту или иную историческую эпоху. Для того, собственно, такие картинки и нужны в словаре: показать наглядно, что вот это называется так. Чтобы разглядывающий самую суть уловил и запомнил. Посмотрим и мы на картинки из словаря:

Одежда. Античность, Средние Века, Новое и Новейшее время.
Одежда. Античность, Средние Века, Новое и Новейшее время. Источник - толковый словарь Zingarelli 2011.
Одежда. Этнические особенности.
Одежда. Этнические особенности. Источник - толковый словарь Zingarelli 2011.

Мы видим, что никогда и ни в какие времена, ни в одной исторической местности одежда не обтягивала все тело. Если какая-то часть выставлялась напоказ, то все остальное скрывалось. Это отличное правило вполне актуально и сегодня; если его придерживаться, то, по крайней мере, не будешь выглядеть вульгарно. В целом, если посмотреть, преобладали довольно свободные силуэты. Исключением были разве что придворные платья на основе корсета, но корсет - это совершенно отдельная песня, имеющая свои культурологические корни. В общем, понятно, почему: одежда не должна сковывать движения; чем больше движений тебе приходится делать, тем меньше хочется носить жесткое и обтягивающее.

Современные дизайнеры одежды иногда напрямую обращаются к историческим корням костюма, к той или иной эпохе. Например, в показе Шанель осень-зима 2013-2014 мы видим вполне себе конкретные отсылки к Средним векам, в современной обработке, разумеется.

Показ дома Шанель FW 2013-2014.
Показ дома Шанель FW 2013-2014.

Насколько я помню из прочитанной литературы по истории быта в средневековой Западной Европе (Монтанари, например), то отличительной особенностью средневековой одежды была ее многослойность. И получалась эта многослойность сама собой: люди надевали на себя все, что имели, особенно зимой. Многослойность же, которая является самоцелью, позволяет использовать при моделировании различные складки и драпировки, которые на тканях высокого качества смотрятся очень красиво, а также выполняют совершенно утилитарную функцию: где должно быть побольше, а на самом деле мало что есть, - прибавляет; где линия не обладает нужной четкостью - добавляет мягкости в очертаниях, скрадывая несовершенство.

Да и собственно силуэты, сильно ли они изменились?

Платья из коллекций Дольче и Габбана.
Платья из коллекций Дольче и Габбана.

А теперь отвлечемся от Европы и посмотрим совершенно в другом направлении, в сторону совершенно иной культуры.

Многие люди по жизни что-нибудь коллекционируют. Одни собирают монеты, другие - каких-нибудь смешных хрюшек, третьи - антиквариат... А я коллекционирую сенсорные впечатления. В моей обширной коллекции хранятся впечатления самые разные и самые неожиданные. Некоторые из них - настоящие эксклюзивы, их можно смаковать, как гурман смакует какое-нибудь шабли редкостного урожая. Вот только шабли было, и нет его, а впечатления - это праздник, который всегда с тобой. Ну, по крайней мере, до встречи с дедушкой Альцгеймером.

Одно из таких впечатлений каталогизировано в моей памяти с пометкой "Эмираты".

Поздно вечером, а точнее, уже ночью, наш самолет прилетел в Дубай. Высадка из самолета была не через рукав, а посредством автобусов. И первым аккордом впечатления был горячий-горячий дубайский воздух... а немного погодя, в автобусе, передо мной встала семья. Мужчина с ребенком на руках и женщина с двумя девчушками, прижимающимися к ней. Мужчина - в ослепительно-белых одеждах в пол, и женщина - вся в черном. Черные мягкие складки ниспадали до земли, черный платок обрамлял удивительно красивое лицо, а из многих слоев очень тонких и очевидно очень дорогих тканей было создано чуть ли не произведение драпировального искусства. Это было настолько впечатляющее сочетание, такая философическая двойственность, которая на самом деле одно, единое целое - черное и белое, легкие драпировки и гладкая тяжелая одежда, женщина и мужчина, Инь и Ян... я даже не задавалась вопросом: а как она во всем этом переносит эту жару? Судя по выражению ее лица, спокойному и умиротворенному, - ей не было жарко. Ей было хорошо.

И сейчас я скажу крамольную с точки зрения современного западного феминизма вещь. Традиционные мусульманские женские одежды - это очень эстетично.

Может быть, потому, что эти одежды являют собой нечто цельное, стилистически выдержанное. Здесь не увидишь китч или эпатаж, и практически не увидишь безвкусицу. Цветовые гаммы спокойные, силуэты традиционные, женственные. В московском метро периодически можно увидеть мусульманских девушек в традиционных одеждах, и ни про одну из них я не могла сказать, что она одета безвкусно.

Я поинтересовалась у "тети Вики" о составляющих мусульманского женского костюма. Головной убор, который не закрывает лицо, называется хиджаб. Мусульманки Москвы ходят в хиджабах, и никого это не парит. Хиджабы носят, например, мусульманки Азии; на арабском Востоке женщины носят никаб.

Никаб - это предмет одежды, надеваемый на голову и закрывающий лицо, но не полностью. Он состоит из двух частей: одна часть - это платок на лицо, который завязывается за ушами, другая - собственно покрывало.

Как выясняется, черное покрывало, полностью закутывающее фигуру - это не мусульманское изобретение, а, скорее, общесемитское. Вики говорит об ортодоксальной секте иудеев, где женщины носят подобное покрывало, которое называется "фрумка". Черный цвет не предписан Кораном; это, видимо, тоже что-то этническое.

Традиционное арабское платье называется абайя. Абайи бывают разного силуэта, но талия не акцентируется. Абайя может надеваться как верхняя одежда, а может - как платье. Цвет не регламентируется, хотя я видела в основном черные абайи. Эти платья могут быть декорированы кружевом, вышивкой, бисером, стразами... на любой вкус и кошелек.

Абайя. Фото из разных интернет-магазинов.
Абайя. Фото из разных интернет-магазинов.

Еще одно впечатление: аэропорт Мале, ждем рейса на Дубай. Справа впереди меня сидит женщина в никабе. Глазищи - огромные, темно-карие; смотришь на такую женщину и видишь тайну. Ты не можешь сказать, какая она: красивая или нет, старая или молодая... Все, что ты видишь - это глаза. А говорят, что глаза - зеркало души.

А слева сидит молоденькая девушка, и тоже в никабе. Почему молоденькая? Да у нее из-под никаба джинсы торчат, и ноги в кроссовки обуты. Вообще, мне говорили, что такое часто можно увидеть в Дубае: идут женщины в черных никабах, полы никабов чуть приоткрываются от знойного дубайского ветра, а под ними - РальфЛораны, Маккуины и Версаче. И шпилюки на туфлях умопомрачительные...

Вот, кстати, о дизайнерах. Многие из них выпускают лимитированные коллекции, предназначенные специально для арабского Востока. А Дольче с Габбаной пошли еще дальше: взяли и создали коллекцию одежды для мусульманок. И, по-моему, у них неплохо получилось. Эстетические принципы все равно одни и те же, меняются только специфические детали реализации. А если ты - художник, то какая тебе разница, как называется то, что ты декорируешь: платье или абайя?

Дольче и Габбана создали мусульманскую коллекцию.
Дольче и Габбана создали мусульманскую коллекцию.