О безотрывном вязании

Не люблю вязать из мотивов. Квадратные выглядят как-то по-деревенски, круглые - по-хипански (ну, это называется "бохо", но вообще-то...). При соединении либо дырок много, либо швы грубые, в общем, все не так. Ну и отдельная песня - это заправление хвостиков ниток, по два как минимум на каждый мотив. Утомительно, а результат не такой чтобы очень уж вдохновляющий. Нецелевое расходование ниток тоже как-то расстраивает, да и изделие потом не распорешь, нитки по второму разу не используешь. Не то, чтобы это было каким-то весомым аргументом в нынешние времена, но все-таки нерачительно.

Но умные люди подумали-подумали и придумали, как можно вязать мотивы, образуя из них полотно без отрыва нити. На Осинке есть целая тема почти на 200 страниц, подробности и картинки можно посмотреть там, я же здесь опишу общие принципы безотрывного вязания.

Вязание мотива, как правило, начинается от центра и дальше продолжается по кругу вокруг этого центра, ряд за рядом. Раз вязание идет по кругу, то у этого круга есть условный радиус. Все помнят из курса школьной геометрии, что такое радиус? Это принципиально для наших будущих построений.

Неважно, что мотив представляет собой квадрат или шестиугольник, или треугольник, или еще какую фигуру. Важно, что вязание идет по кругу. Фигура формируется разновысокостью столбиков и арок из воздушных цепочек, а вязание идет по кругу, и вот у этого условного круга, разумеется, есть радиус.

Из всего множества радиусов в нашем условном круге мы выберем тот, который прямо соприкасается с соседним мотивом. Вот как на рисунке:

Круглые мотивы безотрывно.
Круглые мотивы безотрывно. Фото из архива Nyyrikki.
Самый простой случай - это, конечно, круглые мотивы из столбиков, "нанизанные" на общую прямую... Проще сначала тренироваться на таких мотивах, а затем переходить к более сложным, когда принцип станет понятен на практике.

Радиусом выбора мы назовем последовательность столбиков и частей арок, которые идут от центра и кратчайшим путем приводят нас к точке соединения мотивов. Этот радиус мы будем моделировать цепочкой из воздушных петель. Длина цепочки будет равна длине радиуса выбора в пересчете на воздушные петли по стандартному принципу: 1ССН=3вп, плюс "довесок". Каким именно будет этот довесок, будет зависеть от способа, выбранного для вывязывания полотна.

Способов вывязывания полотна из мотивов безотрывно есть ровно два, а именно:

  1. Вывязывание каждого нового мотива целиком, когда полотно прирастает по одному целому мотиву, шаг за шагом;
  2. Вывязывание целого ряда мотивов в два прохода: если мотив состоит из N рядов, то в первый проход вяжется N-1 ряд каждого мотива плюс нижняя часть N-го ряда мотива от точки соединения с предыдущим мотивом до точки соединения со следующим мотивом, а во второй проход, в обратном направлении, каждый мотив завершается.

Эти два способа вывязывания отличаются друг от друга радикально, каждый имеет свои плюсы и свои минусы, а потому имеет смысл выбирать то, что больше подходит в конкретной ситуации.

Вернемся теперь к нашей цепочке, которая будет представлять собой радиус круга. Теперь нам надо вывязать центр и начать вязать мотив. Центр обычно представляет собой кольцо из воздушных петель ( или, как вариант, несколько оборотов нити, намотанной на палец или на карандаш, что по сути равносильно кольцу из вп). Однако есть другой способ: мы кольцо можем смоделировать, используя 3вп подъема и провязав 1ССН в основание -3 петли (фактически, вместо "кольца" у нас получится "прорезь", которая потом будет выглядеть как кольцо из 6 вп.).

Первый способ вернет нас к радиусу, а второй оставит нас в стороне, ровно противоположной этому радиусу.

Применив первый способ, мы по логике вещей будем вязать полотно способом номер два из верхнего списка, тогда как второй способ формирования центра позволит нам провязывать мотивы целиком.

Почему мы физически не сможем связать мотив целиком, если будем вывязывать центр кольцом из воздушных петель? Да потому, что в этом случае у нас каждый ряд будет заканчиваться на радиусе, и, закончив мотив, мы упремся в предыдущий мотив, и что дальше? Чтобы продолжать работу, нам надо оказаться в противоположной точке, и это можно сделать, либо если каждый ряд начинается (а значит, и заканчивается) в противоположной точке, либо если последний ряд мы провязываем не полностью, а ровно до противоположной точки соединения. Других вариантов нет (а все другое - подняться соединительными петлями, провязать сбн, и тому подобные паллиативы - является вариациями на тему).
Вывязывание мотива безотрывно.
Вывязывание мотива безотрывно. Фото из архива Nyyrikki.

Следующий вопрос, который надо решить, таков: что делать с цепочкой вп, на которой "висит" наш новый мотив?

Если мотивы плотные, то можно поступить очень просто: эта цепочка может оставаться сзади, никак не участвуя в вывязывании мотива. Тогда по изнанке полотна пойдут такие цепочки-пуповины. Теоретически они ничему не мешают, однако, на мой взгляд, "высший пилотаж" заключается в том, чтобы включить цепочку в мотив как неотъемлемую часть этого мотива. Как? А по рисунку мотива. Каждый раз часть цепочки будет становится то столбиком, то еще чем-нибудь - тем, чего требует логика узора.

Такая работа требует аккуратности и вдумчивости. При вязании по кругу цепочка воздушных петель будет стремиться перекрутиться, поэтому надо ее вовремя расправлять. Ну, и хорошо представлять себе, как эта цепочка будет вписываться в схему. Или, если в голове такие вещи трудно держать (привет пространственному мышлению и школьной геометрии!), можно нарисовать рисунок и держать перед глазами этот рисунок. Кому как удобнее.

Вывязывание мотива безотрывно.
Вывязывание мотива безотрывно. Фото из архива Nyyrikki.

Здесь нет жестких правил: типа, если уж безотрывно, то все должно быть безотрывно, и точка! Можно, например, вязать условно-безотрывным способом: целый ряд мотивов вяжем безотрывно, а переход с ряда на ряд делаем с отрывом нити. На мой взгляд, это разумно. Не надо ломать голову, как перейти с ряда на ряд. Ну а если это можно сделать, не ломая головы - тем лучше.

А мотивы я все-таки не люблю...