О фактурах и их сочетании

К очередным размышлениям на тему фактур и их эстетичного сочетания меня побудили публикации прекрасной девушки и не менее прекрасного мастера @alin.koti в ее Инстаграме. Я подписана на блог Алины и нахожу его чрезвычайно интересным и с точки зрения эстетики (как гурманской, так и негурманской, т.е. - утилитарной), и с точки зрения публикуемых материалов. Алина постоянно находится в поиске стилистических решений, приемлемых не только для special occasion, но и в обычной, повседневной жизни. Есть в английском языке такое понятие - overdressed. Алина размышляет на эту тему: как быть, чтобы не быть этой самой overdressed? Можно ли здесь вывести какие-нибудь формальные закономерности? Оказывается, таки можно. Весьма далеко на этом поприще продвинулась итальянская эстетик-блоггер Анна-Венера, чей ресурс настоятельно рекомендую всем, кто хочет ознакомиться с основами стиля и принципами подбора одежды для себя, любимой.

Еще раз подчеркну: речь о принципах, которые не догма, а руководство к действию. Мы живем в обществе, и хочешь-не хочешь, должны так или иначе считаться с принятой в данном обществе эстетикой. Почему должны - да потому, что иначе станем выглядеть "белыми воронами". Обладание статусом "белой вороны" может быть абсолютно индифферентно человеку, а может иметь весьма неприятные или даже опасные последствия (как, к примеру, быть красивой, рыжей и зеленоглазой - в разгар охоты на ведьм. Ну это так, к слову.) Степень весомости последствий зависит от общества. Вот, скажем, в стильной и модной Италии, если ты надеваешь и мини, и декольте одновременно, тебя сочтут дамой с пониженной социальной ответственностью, даже если в Задрючинске так принято и все так ходят. Это может повлечь всего лишь мысли в твой адрес, а может повлечь неприличные предложения. Что само по себе, может, и неплохо, а может быть очень неприятным. Это уже зависит от человека.

Фактуры и фактурность

Вязаные вещи, и в особенности - вещи, связанные крючком, - имеют особую специфику, если говорить о стиле и эстетике. Они чрезвычайно фактурны. Эта фактурность может как служить во благо, т.е. к пущей стильности облика, а может испортить все. В каких случаях она испортит все? Да очень просто: когда она не к месту, когда она не ко времени, или когда место и время, в принципе, позволяют, но ее - фактурности - слишком много для этого конкретного места и этого конкретного времени.

Теперь осталось только пояснить, что именно подразумевается под фактурностью. Фактурность - это свойство обладания фактурой. А фактура, согласно толковому словарю Ефремовой, - это одно из двух нижеследующих качеств, либо оба из них (если присутствуют):

  1. Особенности отделки или строения поверхности какого-л. материала.
  2. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства.

Так вот, крючковое полотно всегда обладает фактурой в значении 1. Просто по определению. Что такое крючковое полотно? Это особенным образом переплетенные нити. Особенности переплетения могут больше или меньше бросаться в глаза, и это будет зависеть как от толщины переплетения, так и от рисунка переплетения. То есть, как говорят математики, фактура в данном случае есть функция двух переменных, т.е. результат зависит от совокупности обоих параметров.

Слово "текстура", которого, кстати, в словаре Ефремовой нет, употребляется в смысле, аналогичном "фактуре в значении 1". Чем отличается... ммм, я бы сказала, что фактура более визуальна, а текстура хорошо так ощущается на ощупь. Но это может быть лично мое восприятие смысла, постигнутое мной на личном опыте. Тем не менее здесь я буду употреблять данные слова в обозначенных смыслах.
Фактура и текстура
Фактура и текстура. И посмотреть, и пощупать. Фото из архива Nyyrikki.

А вот фактура в значении 2 в вязаной вещи - не полотне, а вещи - может быть, а может и не быть. Ну во-первых, не любая вязаная вещь - произведение искусства. Такое скорее увидишь на подиумах или на авангардных выставках (я писала об Olek, о Жоане Вашконселуш, напишу и о Сандре Баклунд, и о других). Задача вязаной вещи в обычной жизни - выполнять вполне утилитарную функцию, как то: служить одеждой, загораживать дырку на обоях, укрывать ноги, работать пылесборником... и так далее. Да, конечно, некоторые предметы одежды от великолепных мастеров тоже являются произведениями искусства. Таковы, например, платья Аси Вертен, прекрасные изделия Светланы Пушкиной, Мирославы Горохович. Но увидите ли вы их в метро? Сомневаюсь. Им там не место, в самом хорошем смысле слова. А нам с вами на работу надо ездить... ну, во всяком случае, мне надо.

Вы спросите: в чем фактура? А вот сами посмотрите:

Фактура и текстура
Фактура и текстура. Работы Светланы Пушкиной. Фото из Инстаграм.

Фактура в значении 2 - это, с одной стороны, применение определенных техник для лучшего раскрытия художественного замысла автора, а с другой стороны, создаваемое при помощи применения этих самых техник метасообщение. Что сообщают нам, а также городу и миру работы Светланы Пушкиной и Аси Вертен? Что они, эти работы, безумно красивы, очень гармоничны, утонченны и поэтичны. А также то, что они очень, очень, ну просто чрезвычайно качественно выполнены. И следовательно, это не просто эксклюзив: это - очень дорогой эксклюзив. Не на каждый день. И не для любого места. Например, на прием. Не к врачу, а, допустим, к испанскому послу.

А что сообщают городу и миру работы, ну, скажем, Nyyrikki? Они сообщают, что они - носибельны. И только. На прием к испанскому послу их, разумеется, не наденешь (в отличие от), но в обычной жизни - их прекрасно можно носить и выглядеть при этом органично. Например, в них можно ехать в метро (а не только в личном автомобиле), их можно надевать в офис (конечно, если нет дресс-кода) и на прогулку, на научную конференцию (с определенными ограничениями) и в самолет. Потому что они без изысков, непритязательны, мало (ну, относительно мало) бросаются в глаза и при этом удобны и качественно сделаны. А чтобы они были такими, я их специально такими делаю. Собрав волю в кулак, отказываюсь от красивых ажуров: это не салфетка, и вообще, такие ажуры - для special occasion вещей. Вещь, связанная крючком, по определению уже обладает фактурой: надо придать ей такой вид, чтобы она сочеталась с уже имеющимися в гардеробе вещами. Как? За счет выбора гармонирующих между собой и желательно в основе своей мелких рисунков. За счет использования тонкой нити (чем тоньше нить, тем менее выражена фактура переплетения, тем она более гладкая, ненавязчивая). Во всяком случае, стремлюсь именно к такому результату, в последнее время - совершенно сознательно - все больше и больше. Конечно, здесь, как и в любом поиске, бывают как удачные, так и неудачные решения. А что вы думаете, у Джованы Диас не было своих эпик фейлов?

Словом, это получаются практически базовые вещи. И вязать их гораздо скучнее, чем красивые модели со множеством фантазийных изысков. Да, от тонкого крючка больше устают руки. Но зато эти вещи можно носить не только на курорте, но и, как я уже сказала, в том числе в местах с вполне себе обязывающим стилем одежды.

Я никоим образом не говорю, что вязать надо именно так, и никак иначе. Целью этой статьи является - подчеркнуть, что, прежде чем вязать вещь, надо хорошо понимать, кто, где и когда будет это носить. А то потом получается: вяжу охотно и с удовольствием, но не ношу. Потому что выясняется, что в тех местах, где я бываю, это - неуместно. И получается, как у мамы Дяди Федора: "У меня четыре платья есть вечерних, шелковых, а надеть их - некуда! И потому я хочу на курорт!" Или еще хуже: вяжется вещь, а потом оказывается, что она - неудобная. Сама по себе вроде и хорошо выглядит, и на ком-то другом - тоже вроде хорошо, а как на себя наденешь - то вырез слишком большой, то дырявое слишком, то подклад приличный не подобрать... Замечу, что у меня тоже был такой период: хотелось связать красиво, а вот носить потом это было нельзя. Ну и толку от такого вязания? Лучше уж тогда салфетки вязать, или пледики, или коврики, или еще какие вещи для дома. Они дают гораздо больший простор для творчества и гораздо больше возможностей показать все свое мастерство, нежели одежда. Ну сколько у вас может быть нарядных платьев? Десять? Двадцать? На каждый корпоратив - новое? Ну тоже вариант, конечно...

Число сочетаний

С чем сочетать вязаные вещи? Думаю, уже понятно, что сочетать вязаное с вязаным - это дурновкусие. За очень, ну просто очень редким исключением. А все из-за выраженности фактур в значении 1. Глаз должен на чем-то отдыхать после того, как за что-то зацепился: он не может цепляться постоянно, мозги закипят все эти сигналы обрабатывать. Значит, физиологически правильно будет выраженную фактуру сочетать с гладкой (ну или с такой, которая будет казаться гладкой). Вот почему обычно так хорошо выглядит комбинирование ткани и вязаного полотна (но и здесь есть свои исключения: если ткань с рисунком, то это накладывает определенные ограничения как на тканевую часть, так и на вязаную):

Фактура и текстура
Фактура и текстура. Работы Yulia Grach. Фото из Инстаграм.

А вот зато итальянцы пошли в этом деле от эмоций. На сайте уже неоднократно упоминавшейся мной Анны-Венеры об этом подробно рассказывается: что, как и почему. А я расскажу вкратце, в чем суть подхода. Суть подхода в том, что каждое платье обладает той или иной долей эмоциональной насыщенности, или драмой. И в соответствии со степенью этой самой драмы платья делятся на способные быть лишенными драмы (sdrammatizabili) и не способные быть лишенными драмы (non sdrammatizabili). А как лишить драмы, если это в принципе достижимо? А очень просто: сочетать с чем-то, либо напрочь лишенным эмоций, либо вызывающим эмоции прямо противоположные. Ну например, кружево сочетать с тяжелыми берцами, легкое летнее платье - с кедами, шифон с джинсой, а длинную ажурную вязаную юбку - с гладкой однотонной рубашкой мужского покроя. Только это на словах просто выглядит, а на деле - требует изрядного вкуса. Ну, или знаний базовых принципов и умения их применять на практике. Отличать теплое от мягкого и разбираться в тысяче сортов платьевых эмоций. Как-то так. А подробнее лучше посмотреть у Анны-Венеры, она все это дело очень удачно формализовала, и даже - с картинками.

Ну а бохо... А что - бохо? Волшебная страна единорогов и фей-бабочек. Честное слово, мне тоже нравится. Но я таких на улице не видела.