Ошосси
Этот Ориша является покровителем охотников. Его цвета — бирюзовый и сине-зеленый, его день — четверг, его символ — лук и стрелы. Говорят, что Ошосси и Огум — братья, и что именно Огум научил Ошосси охотиться, находить тропинки в лесу, прорубать их в самой непроходимой чаще, научил защищаться от врагов и защищать своих людей.
Огум — великий воин, а Ошосси — великий охотник.
Как Ошосси получил свое имя
Рассказывают, что давным-давно, когда правителем Ифе еще был Одудуа, то каждый год во время сбора урожая ямса в городе устраивался большой праздник. На праздник приглашали всех, люди собирались на площади перед жилищем правителя, радовались, кушали новый ямс, пили пальмовое вино, и всем было весело.
Но в тот год забыли пригласить колдуний Ошоронга. А не приглашать колдуний на праздник всегда опасно! И колдуньи наслали на людей огромную страшную птицу, огромную и темную, словно туча.
Зловещая птица села на крышу дворца и накрыла его целиком, а люди в страхе оцепенели.
И только правитель не потерял голову, велев позвать лучших охотников, чтобы те убили птицу, пока она не развалила весь город.
И охотники прибыли на зов.
Первым явился охотник по имени Ошотогун, «Охотник двадцати стрел». Он расстрелял все свои стрелы, но не смог подстрелить птицу. Прибывшие за ним Ошотоги - «Охотник сорока стрел» -, и Ошотадота - «Охотник пятидесяти стрел» - тоже выпустили все свои стрелы, и ни одна из них не достигла цели, ибо птицу охраняло заклятье. Рассерженный правитель повелел схватить незадачливых охотников и предать их смерти.
Остался только один охотник, Ошотоканшошо, «Охотник одной стрелы». И, конечно, его постигла бы та же участь, но мать охотника быстро сообразила, что должна быть какая-то хитрость, и побежала к предсказателю за советом.
И по совету предсказателя женщина поймала курицу, вскрыла ей грудь и сказала: «Птица, прими эту жертву колдуньям-Ошоронга!»
И было это в тот самый момент, когда ее сын натягивал лук.
Птица не могла не принять жертву и ослабила заклятье, и в тот же момент стрела настигла ее.
И тут же все обрадовались и стали кричать: «Наш охотник из народа!», что на языке йоруба звучит как «Ошовуси!»
А со временем Ошовуси превратилось в Ошосси.
Ошосси настолько любит лес и охоту, что готов нарушить любые табу, любые запреты, и это не всегда проходит для него безнаказанно. Известно несколько историй, в которых Ошосси нарушает табу и идет охотиться. В одной из этих историй выпущенная им стрела попадает в его собственную мать. В других историях страстная энергия охотника уносит его из мира живых, и Ошосси становится Ориша. Иногда даже другие Ориша оборачиваются лесной живностью, чтобы хоть так привести в чувство увлекшегося Ошосси.
Ошосси и Обатала
История рассказывает, что когда Ошосси уже был Ориша, на Земле воцарился голод, и тогда Обатала отправил Ошосси на Землю, чтобы тот охотился для людей.
Ошосси настолько увлекся охотой, что убивал всю живность, которая попадалась ему на глаза, всю без разбора.
И тогда Обатала, увидев, что дело неладно, просил Ошосси остановиться, просил его перестать охотиться.
Но Ошосси не слушал.
Однажды, встретив в лесу белую птицу, он даже не вспомнил, что белый — это цвет Обатала, и все белые животные находятся под его защитой.
Ошосси убил птицу.
Обатала снова просил Ошосси перестать охотиться, но тщетно.
Однажды Ошосси встретил в лесу оленя и тут же осыпал его стрелами, но стрелы не причиняли зверю никакого вреда. Приблизившись, Ошосси выстрелил оленю в голову, но тут чары развеялись, и вместо оленя охотник увидел Обатала, всего утыканного стрелами. И тогда Ошосси пришел в себя.
Никогда больше он не брал в руки лук и стрелы, так глубоко было его раскаяние.
Мне кажется, в этих историях интересен сам архетип охотника, поражающего стрелой кого-то из своих близких. Этот архетип известен и в европейских сказках, и наверное такая общность говорит о древности корня, из которого вырастают эти истории, когда охота и связанные с ней опасности имели огромное значение для людей.
Ошосси и Оссаим
Говорят, что матерью Ошосси и Огума была Йеманжа.
Они жили втроем, Огум работал в полях, Ошосси охотился, Йеманжа заботилась о доме, и все было прекрасно, но смутные предчувствия чего-то плохого не покидали Йеманжу.
Терзаемая предчувствиями, Йеманжа пошла к предсказателю-бабалао, и тот посоветовал ей запретить Ошосси ходить в лес и там охотиться. В лесу, сказал он, повелевает Оссаим, и он не любит, когда охотятся в его лесу без разрешения.
Сказано — сделано, Йеманжа вернулась домой и запретила Ошосси ходить в лес, но безуспешно.
И в один прекрасный день Ошосси не вернулся домой с охоты. Он встретил в лесу Оссаима, и тот опоил его зельем, от которого люди теряют память.
И Ошосси, забыв обо всем, остался жить в лесу.
Огум, однако, не смирился с потерей брата. Ушел на поиски и не возвращался, пока не нашел его, не освободил от заклятья и не вернул домой.
Но не обрадовалась Йеманжа, не простила блудного сына, не пустила его на порог своего дома.
И Ошосси вернулся в лес, и до сих пор живет там рядом с Оссаимом.
Но на этом история не заканчивается.
Огум поссорился с матерью и, хлопнув дверью, покинул дом.
Йеманжа, опомнившись, поняла, что потеряла обоих сыновей, и что ей оставалось делать? Только плакать, плакать горючими слезами.
Плачь же, дурное сердце,
Может, наплачешь реку,
Может, наплачешь море...
Может, живое сердце
Глупым быть перестанет...
В стране йоруба, между Ифе и местом под названием Ибадан, есть река Йеманжа. По легенде, это та самая река, в которую обернулись слезы матери, чей эгоизм оказался сильнее любви.
Как Ошосси стал правителем Кето
Рассказывают, что однажды, когда Ошосси охотился в лесу и вышел на полянку к водопаду, он увидел Ошум, окруженную сверкающими на солнце водами быстрой реки. Зачарованный, он смотрел на нее, забыв обо всем, забыв о людях, забыв, зачем пришел в лес.
И Ошум смотрела на него, и вспыхнула между ними любовь.
Но соплеменники Ошосси возмутились. Они почувствовали себя брошенными, почувствовали себя преданными. «Нас на бабу променял!» - кричали они*, и стали кидать стрелы в своего бывшего товарища.
* - аллюзия на русскую народную песню про Стеньку Разина и персидскую княжну
Но Ошум не была персидской княжной, она была Ориша, и защитила любимого, обратив нападающих в бегство колдовской песней.
А потом они ушли вместе в закат.
А там, в закате, лежала страна Кето, и Ошум сделала Ошосси правителем Кето, и с тех пор Ошосси получил имя Алакето: так называют правителя этой страны.
И поэтому в одной руке у Ошосси его лук и стрелы, а в другой - «эрукере», королевская мухобойка: в Африке это символ статуса правителя.
Все помнят, что Ошосси был не только охотником, но и правителем Кето.
По другой легенде, Ошосси стал правителем Кето по воле его отца, Орунмила, когда поймал для него очень редкую птицу. Как бы то ни было, разные легенды сходятся на том, что Ошосси действительно правил в этой стране.
Продолжение следует
Источники:
- Reginaldo Prandi, "Mitologia dos Orixás" 2019, Companhia Das Letras, São Paulo, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger, Carybé "Lendas africanas dos Orixá", 1997, Corrupio, Salvador, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger "Orixás", 2008, Fundação Pierre Verger, Brasil
В качестве иллюстраций использованы изображения разных авторов, в том числе Breno Loeser