Заклятья и те, кто под ними

Тема заклятий присутствует в любом фольклоре, и как мы видели в прошлой статье, бразильский фольклор - не исключение. Таких историй много, они имеют разное происхождение, и сейчас мы обсудим некоторые из них. Начнем, пожалуй, с такого легендарного персонажа, как Ослица-без-Головы (Mula sem cabeça).

Легенда об Ослице-без-Головы

Заклятья и те, кто под ними

Это, собственно, даже не история, а поверье, согласно которому женщины, вступающие в интимные отношения с католическими священниками, становятся проклятыми за этот грех. Проклятье выражается в том, что в ночь с четверга на пятницу такая женщина превращается в ослицу, у которой вместо головы огонь. Эта ослица вслепую носится по дорогам, затаптывая до смерти попавшихся ей навстречу бедолаг, но как только пропоет петух, заклятье спадает - до следующего четверга.

Легенда зародилась в Европе на Пиренейском полуострове, приплыла в Бразилию вместе с португальцами и в итоге распространилась по всей Латинской Америке, так как испанцы тоже рассказывали байки про падших женщин, превратившихся в адских ослиц. Какое наказание при этом ждало провинившихся священников, история умалчивает. Если подумать о корнях легенды, в те времена ослы были обычным средством передвижения служителей церкви не самых высоких рангов, и как бы то ни было, все видели, что священник - это священник, а над ослами свечку никто не держал.

Легенда о Розовом Дельфине (Boto-cor-de-rosa)

Заклятья и те, кто под ними

Эта легенда очень распространена на севере Бразилии. Дельфины, или кто-то очень похожий на дельфинов, там живут в реках. Розовый дельфин - это волшебное существо, обладающее способностью превращаться в очень красивого мужчину, хорошо одетого и с прекрасными манерами. Во время праздников, сопровождающих июньское полнолуние, Розовый дельфин приходит к людям, находит самую красивую девушку и соблазняет ее, а потом наутро возвращается в реку. Ребенок, который рождается после такого праздника, растет без отца, так как Дельфин, подобно поручику Ржевскому из анекдота, в этом деле предпочитает процесс, а не результат. Как и многие представители человеческого рода, не так ли? Собственно, в народной традиции таким образом объясняют наличие детей без отцов, и этих детей так и называют - "дельфиньи дети" ("filho(a) do boto").

Если не поддаваться играющему гормону и не выключать критическое мышление, то Розового Дельфина можно распознать. Во-первых, он элегантен и одет в белое. А во-вторых, носит шляпу и не снимает ее. Шляпа ему нужна для того, чтобы прикрыть дельфиньи ноздри, так как трансформация в человека почему-то происходит не полностью.

Сам по себе этот персонаж не злобный, никого погубить не хочет, да отношение к девушкам, поддавшимся очарованию Розового Дельфина, в Бразилии вполне снисходительное. Это вам не Бедная Лиза какая-нибудь. Мне кажется, сказывается разница в жизненных условиях. Они не настолько суровы, чтобы нельзя было вырастить детей без отцовской поддержки, а раз так, то значит, все нормально, и жизнь продолжается. Для всех.

Эта легенда, хотя и кажется на первый взгляд местной, тоже имеет европейские корни. В греческой мифологии дельфин ассоциировался с Афродитой, а затем эта ассоциация перекочевала к римлянам, ну и далее по цепочке. Как бы то ни было, история хорошо прижилась в Бразилии, хотя ее вариации существуют и в других странах Латинской Америки.

В этих двух легендах страдающей стороной были женщины. Но есть и другие легенды, где страдают мужчины. А как же? Справедливость должна быть, и не только в словаре на букву "С".

Легенда об Аламоа (Alamoa)

Заклятья и те, кто под ними

Аламоа - это прекрасная женщина с белой кожей и светлыми волосами, которая живет на самом высоком пике острова Фернандо де Норонья (Fernando de Noronha). Ночью она появляется на пляжах острова, абсолютно без одежды, и танцует, привлекая запоздалых рыбаков, которые, как зачарованные, идут за ней. А дальше, понятное дело, их больше никто и никогда не видит.

В одних версиях легенды Аламоа превращается в скелет, который и убивает незадачливого возлюбленного. В других версиях мужчина идет за Аламоа прямо в ее жилище на вершине горы, и уже оттуда она сбрасывает любовника вниз, в море.

Происхождение имени Аламоа не совсем понятно, но считается, что это искаженный вариант слова alemã, что означает "немка". Судя по внешности легендарной Аламоа, вполне возможно, что так оно и было.

Бразильская сирена по имени Яра (Iara)

Заклятья и те, кто под ними

Наверное, более правильно было бы называть ее Иара, чтобы подчеркнуть индейское происхождение легенды. Согласно большинству вариаций этой истории, Иара была дочерью вождя и помимо того, что отличалась красотой, вдобавок к этому еще и обладала недюжинными боевыми сверхспособностями и воинственностью. Два брата Иары, как гласит легенда - из зависти, решили забороть сестру и показать зарвавшейся и дерзкой фемине ее истинное место в иерархии и устроили разборки. Но вышло так, что кунгфу сестры оказалось сильнее, оба брата погибли, а сама Иара, испугавшись, что папа вождь не поймет, решила сбежать. Сбежать не получилось - ее настигли и в наказание за дерзость бросили в реку. Однако рыбы спасли девушку и превратили в сирену - наполовину женщину, наполовину рыбу.

Как полагается сиренам, Иара обладает волшебным голосом. Ее пение зачаровывает всех, кто его слышит. А учитывая неземную красоту Иары, мало кто может перед ней устоять. Зачарованные пением и красотой русалки, мужчины теряют волю и идут к реке. И как полагается натуральной русалке, Иара топит своих поклонников в самом глубоком омуте.

А если все-таки мужчина окажется счастливчиком и таки сможет спастись, он все равно остается в состоянии глубокого ступора, и только вождь племени может его излечить.

Считается, что имя Иара происходит от индейского Iuara, что означает "та, кто живет в реке". Любопытно, что довольно часто Иару путают с африканской ориша по имени Йеманжа. Йеманжа тоже сирена и владычица моря по совместительству, но это совсем другой персонаж и совсем другая подоплека: не фольклорная, а религиозная.

И это - совсем другая история, которую тоже очень интересно исследовать, и я обязательно расскажу о том, что читала и слышала на эту тему.

А пока вернемся к бразильскому фольклору, в котором есть еще множество других историй и других персонажей и даже мест, например, зачарованный город Жерикоакоара и его заколдованная принцесса, или кто попроще, типа Рыжей Бороды или Водяного Негра.

Но об этом - в следующий раз.

Продолжение следует

Источники: