Сказки, мифы и легенды Бразилии: немного о змеях
Продолжая тему защитников леса, обязательно нужно рассказать о таком персонаже, как Бойтата (Boitatá).
На языке индейцев тупи-гуарани "бой" означает "змея", "тата" означает огонь.
Легенда об огненной змее
Рассказывают, что давным-давно не было смены дня и ночи, и люди жили в полной темноте и в полной тишине. Ни звезд, ни луны, ни солнца, ни ветерка, ни крика животного - ничего. Люди страдали от голода и холода, ведь в такой темноте они не могли пойти в лес, чтобы охотиться и заготовить дрова.
А потом полил дождь. Дождь лил и лил, не переставая, и вода затопила все вокруг. В этой воде утонули многие лесные животные, и даже гигантская змея, которая долгим-долгим сном спала в дупле огромного дерева, наконец проснулась.
Змея спала очень долго и во сне сильно проголодалась. Но вокруг было много мертвых животных. Они были мертвы, но их глаза сияли в темноте. И вот эти сияющие глаза привлекли огромную змею, и она стала их пожирать.
Ибо индейцы верили, что животные после смерти превращаются в солнечный свет. И таким образом их глаза светятся этим светом.
Огромная змея поглотила столько сияющих глаз, что начала светиться сама. Она стала огненной змеей - Бойтата.
А на землю пришел день.
Существуют разные вариации этой легенды. Где-то считают, что Бойтата сама имеет множество глаз, из которых вырываются языки пламени, а кроме того, сама Бойтата выдыхает огонь. Считается также, что Бойтата защищает не только лес, но и поля, убивая людей, которые их поджигают.
В некоторых регионах Бразилии считают, что Бойтата - это не змея, а огромный огнедышащий бык с единственным глазом на лбу (в этом тоже есть логика, потому что "boi" по-португальски "бык"). А на севере и северо-востоке страны рассказывают, что Бойтата - это змея, но она живет в реках и появляется оттуда, чтобы покарать поджигателей лесов и полей.
И теперь мы переходим к обитателям рек и озер, и наш первый персонаж - это Великая Анаконда (Cobra-Grande), известный также как Cobra Honorato, или Norato. Легенда о нем родом из Амазонии. Среди местных жителей ходит много рассказов о змеях по имени Boiúna, которые сначала живут в лесу, а затем, когда вырастают очень большими, переползают в реки и поселяются там, где глубоко. Рассказывают, что эти змеи могут превращаться в лодки или в других существ, а когда они ползут по земле, то их следы становятся реками. У амазонских индейцев есть много легенд об анакондах, некоторые из них известны и в других регионах Бразилии.
Легенда о Великой Анаконде
Жила когда-то женщина, которая встретила в лесу мужчину, полюбила его и через это родила близнецов - мальчика и девочку. Но - сюрприз! - оказалось, что мужчина не был человеком. Это был Boiúna, превратившийся в человека. А значит и дети его оказались не простыми. Но мама детишек не оценила такую наследственность, ей же хотелось простого человеческого счастья. Поэтому, недолго думая, она отнесла потомство к реке и бросила обоих в воду: живите как хотите, пускай ваш папа вам помогает. Нехорошо получилось, но наверное ее тоже можно понять. Впрочем, легенда не об этой женщине.
А детишки и впрямь выжили. Причем оказалось, что мальчик был очень добрым и справедливым, а вот его сестра затаила обиду на людей. И не только на людей, но и почему-то на животных. И так она всех достала, что ее брат не выдержал и все-таки убил сестру. А куда было деваться?
Легенда гласит, что на самом деле дети были под заклятьем. Тоже вариант, потому что иначе трудно объяснить, почему ни у кого из потомков Норато (так звали мальчика) так и не проявилась змеиная наследственность.
На картинке: змея спрашивает: "Эй, не хочешь ли снять с меня заклятье?"
Рассказывают, что в лунные ночи заклятье спадало с анаконды, и змей превращался в очень красивого парня, вполне себе человека. И будучи человеком, парень вел себя по-челевечески, женился, родил детей. Вот только в безлунное время он продолжал быть анакондой. И говорили, что заклятье можно было снять, вот только для этого нужно было напоить анаконду из рук молоком и нанести ей рану на голове, так чтобы проступила кровь. Но героев на этот подвиг как-то не находилось, и все продолжало быть как было.
Рассказывают, однако, что в итоге нашелся храбрый человек, который снял с Норато заклятье и сделал его окончательно человеком. Будем считать, что так оно и было.
В бразильском фольклоре есть ряд персонажей, которые по разным причинам попадают под заклятье, например, Ослица-без-Головы. Есть такие, которые на самом деле не люди, но могут превращаться в людей, как правило, очень привлекательных для противоположного пола. В эту категорию попадают, например, Розовый Дельфин и Аламоа. Есть и такие, которые сначала были людьми, а потом стали волшебными существами, как, например, Яра.
Но об этом - в следующий раз.
Продолжение следует
Источники: