Сказки, мифы и легенды Бразилии: лесные жители и их характер
Огромная часть территории Бразилии покрыта лесами. Да еще какими! Эти леса населены удивительными существами: гигантскими змеями, быстрыми как молния хищными кошками, драконоподобными чудовищами, подстерегающими свою добычу в тайных местах, разноцветными пестрыми птицами со странными голосами, разнообразными большими и маленькими мохнатыми существами, похожими и не похожими на человека... Думая о них и о том, насколько они фантастичны, начинаешь понимать логику народного воображения: раз в лесу живут такие, должны быть и другие.
Их просто не может не быть.
Эти другие - защитники лесов. Они наказывают жадных дровосеков, злых охотников и глупых людей, которые относятся к лесу неуважительно. Они их обманывают, запутывают и заманивают в глухие чащи, откуда не выбраться. Они грозят лесными пожарами в случае, если жадные, злые и глупые люди не образумятся в своей жадности, злобе и глупости.
И самый известный из лесных жителей, защитников леса - это Саси-Перере (Saci-pererê), одноногий озорник и проказник.
Легенда об одноногом мальчике
Рассказывают, что живет в лесу темнокожий мальчик. Рассказывают, что когда он родился, он имел облик побега бамбука и в таком виде оставался целых семь лет. Потом он превратился в человека, но будучи побегом растения по своей природе, так и остался одноногим. Впрочем, одноногость никогда не мешала ему очень быстро передвигаться, буквально вихрем! Ибо вихрь, ветер, воздушные потоки - тоже его стихия, и легенда гласит, что только в ветре можно поймать Саси-Перере, если как следует изучить инструкцию. Саси-Перере курит трубку и носит красные штанишки и красный колпак, который, как считается, придает владельцу магические свойства. В таком виде креатура живет еще семьдесят семь лет и в конце жизни опять претерпевает метаморфозу, превращаясь в ядовитый гриб. Тем самым он снова реализует свою растительную природу, возвращаясь к истокам.
Будучи по природе растением, Саси-Перере знает все о своих собратьях. Он знает, какие из них ядовиты, а какие безвредны, а то и полезны для человека. Что самое ценное - он знает, какие из них обладают лечебными свойствами и как их правильно применять. Он готов делиться знаниями с людьми, но только если человек придет с уважением. Саси-Перере не позволит собирать растения, если у него не спросили, можно ли это делать. Такого человека он заведет в лесную чащу и там оставит выбираться на свой страх и риск. Не уважать Саси-Перере опасно!
У Саси-Перере озорной характер, он любит подшучивать и над людьми, и над животными. Например, животным он заплетает косичками хвосты, а у людей прячет и подменяет всякие вещи. Если вы вдруг обнаружили в своей сахарнице соль, в солонке перец и никак не можете найти собственные очки, то возможно, это не дедушка Альцгеймер вас навестил, а лесной шутник Саси-Перере.
Имя этого персонажа происходит из языка индейцев тупи-гуарани, нативного населения Бразилии. "Саси" на этом языке означает название птицы. Красный колпак персонаж получил от португальцев, а одну ногу потерял, играя капоэйру. Но мне больше нравится версия с бамбуком, она, как мне кажется, более органична и соответствует природе этого персонажа.
Про Саси-Перере рассказывают по всей Бразилии, хотя от региона к региону детали могут различаться.
Легенда о Курупира
Курупира (Curupira) - это еще один лесной житель, защитник леса и его обитателей, чье имя и основные характеристики происходят от индейцев тупи-гуарани.
Курупира небольшого роста, но обладает огромной физической силой. У него огненные волосы и зеленая кожа, но главная его черта - это ноги: ступни у него повернуты назад. Курупира ненавидит охотников и лесорубов, и если они приходят в лес, то Курупира сбивает их с дороги, чтобы они заблудились в чаще леса и больше никогда не вышли оттуда, а то и просто убивает их. Однако по своей природе Курупира не злой и очень любит, когда ему делают подарки. Особенно он уважает табак и кашасу.
Курупире не нравятся людные места, поэтому, чтобы его встретить, нужно зайти довольно далеко в лес. Говорят также, чтобы Курупира не причинил тебе вреда, нужно взять кусок лианы и смотать его в моток, хорошенько спрятав концы, или завязать на ней множество узлов, чем сложнее, тем лучше. Курупира очень любопытен и обожает все новое, поэтому он обязательно заинтересуется головоломкой и, увлекшись, не сделает тебе ничего плохого. Особенно если ты проявишь уважение и подаришь ему подарки, а также не собираешься охотиться или рубить деревья.
Да, у Курупиры есть свой собственный день, посвященный ему. Это 17 июля.
С Курупирой иногда путают другого похожего персонажа защитника лесов и животных - Кайпору.
Кайпора, защитница лесов и животных
Это не опечатка. Кайпора (Caipora) действительно чаще бывает "она", чем "он". У нее красные волосы и остроконечные уши, кожа зеленая или красная, в зависимости от региона. Если она чувствует присутствие охотника в лесу, то издает дикие крики, чтобы напугать его. Она небольшого роста, как Курупира, и их довольно часто путают между собой, потому что у них похожая внешность и похожий характер. Но у Курупиры ноги повернуты назад, и он мужчина, а Кайпора женщина с обычными человеческими ногами (хотя в некоторых регионах рассказывают и про Кайпору-мужчину). И еще, в отличие от Курупиры, Кайпора никого не убивает, а только делает так, чтобы чужаки и непрошеные гости заблудились. Обладая определенной властью над животными, она может сделать так, чтобы животные благополучно убежали от охотника.
В некоторых регионах Кайпору описывают как приземистого мужчину, покрытого шерстью, верхом на диком кабане, обязательно с деревянным жезлом в руке.
А еще в некоторых регионах Кайпору и Курупиру считают родственниками, и даже приписывают Кайпоре перевернутые ноги. Тем более Кайпора тоже курит и любит получать подарки, хотя это и не говорит о родственных связях между этими двумя персонажами. Но, возможно, говорит об их общем происхождении. В любом случае у этих двоих одинаковая функция - беречь лес и его обитателей от тех, кто приходит уничтожать и разорять его.
Есть еще один персонаж, связанный с защитой лесов. Это гигантская огненная змея Бойтата (Boitatá).
Но об этом - в следующий раз.
Продолжение следует
Источники: