Сказки, мифы и легенды Бразилии
А знакомы ли вам бразильские сказки? Мне кажется, вряд ли. Это такая экзотика, о которой у большинства из нас (за исключением очень узких специалистов) нет никакого представления. А между тем бразильский фольклор - один из богатейших в мире. Три основных источника питают его, три абсолютно разные культуры его создали: нативная индейская, португальская и африканская. В бразильский фольклор органично вошли персонажи, сюжеты, истории и представления, восходящие к этим трем могучим корням. Затем прибывающие переселенцы из Европы, главным образом из Италии и Германии, привнесли своих персонажей и свои истории. Учитывая тот факт, что Бразилия как страна неоднородна, каждый ее штат имеет свои отличия, свою культуру, свою кухню и даже где-то свой язык, то персонажи и сюжеты не одинаковы в разных ее частях. Где-то хорошо знают одних и плохо знают других, а где-то наоборот.
22 августа в Бразилии отмечается День фольклора - O Dia do Folclore Brasileiro. Праздник был учрежден в 1965 году декретом Национального Конгресса и отмечается официально на всей территории государства.
Фольклор - это не только сказки, мифы и легенды. Это еще и разнообразные считалки и скороговорки, колыбельные песни, игры по мотивам различных историй, метафоры и устойчивые выражения, пословицы и поговорки, а также танцы, музыка, обычаи и ритуалы. Некоторые бразильские пословицы и поговорки удивительным образом перекликаются с нашими русскими пословицами и поговорками (и видимо это означает наличие европейских корней у таких пословиц и поговорок). Другие же совершенно самобытны, и нам непросто их понять: термины, которые там фигурируют, имеют явно другое происхождение и нам абсолютно не знакомы.
Но о пословицах и поговорках поговорим в другой раз, а сейчас вернемся к сказкам, мифам и легендам.
Страшные истории, или чем в Бразилии пугают непослушных детей
Кроме народного фольклора, о персонажах которого - как добрых, так и злых - я обязательно расскажу, хотела бы еще упомянуть о таком явлении, как страшные истории, или городские легенды. Помните, как в детстве мы пугали друг друга рассказами про черные шторы, желтую рубашку, гроб на колесиках? В Бразилии тоже есть подобное устное творчество и соответствующие истории со своими персонажами. Например, монстр по имени Кибунгу, которым пугают непослушных детишек в штате Баия на северо-востоке Бразилии, или страшный и загадочный Старик-с-Мешком, он же Папа-Фигу (O velho do saco, Papa Figo). Или вот более современный персонаж - Блондинка-из-Уборной (Loira do Banheiro).
Помните Плаксивую Миртл из Гарри Поттера? Тоже своего рода Блондинка-из-Уборной. Согласно легенде, дух Блондинки бродит по уборным в школах, открывает краны с водой и просит, чтобы ее похоронили. Есть и ритуал, связанный с Блондинкой, согласно которому ее можно вызвать. Для этого требуется три раза произнести слова "Loira do Banheiro", стоя перед зеркалом, затем трижды постучать в дверь и трижды спустить воду в унитазе, а затем выругаться. Правила могут меняться от штата к штату, но ключевой фактор всегда один и тот же: ритуал должен проходить исключительно в школьных туалетах, иначе не сработает.
У истории про Блондинку-из-Уборной есть реальные корни. Жила-была в конце 19 - начале 20 века девушка. Ее рано выдали замуж за человека сильно старше ее, а спустя 4 года после свадьбы она сбежала в Париж, где при загадочных обстоятельствах умерла. Мать девушки перевезла тело обратно в Бразилию, положила ее в стеклянный гроб и не спешила с похоронами. Далее история повествует о том, как матери несколько раз являлся дух ее покойной дочери с просьбами похоронить, наконец, бренные останки. Откуда во всем этом появились именно школьные туалеты - никому не известно.
История про Старика-с-Мешком тоже имеет реальные корни и тоже, как считается, восходит к 19 веку, когда в Бразилию прибыли цыгане. В Новом свете, как и в Старом, цыгане имели недобрую славу воров и разбойников, похитителей детей. Старик-с-Мешком - это старый человек в потрепанной одежде, иногда горбатый, с большим мешком на спине. Он хватает непослушных детей, а также тех, кто был настолько неосторожен, чтобы подойти к нему близко, кидает в свой огромный мешок, а потом съедает их печень. За это Старика-с-Мешком называют Папа-Фигу (Papa-Figo, Papa-Figado. Figado - это "печень" по-португальски).
В отличие от этих двоих, Кибунгу (Quibungo) - персонаж абсолютно фантастический. Это страшный и ужасный монстр, покрытый шерстью и злобный, будто волколак в полнолуние, а еще на могучей спине у него имеется огромная жадная и голодная пасть, полная острых и хищных зубов. Кибунгу занимается тем, что выслеживает непослушных детей, особенно тех, кто отказывается вовремя идти спать, хватает их, пожирает и моментально переваривает. Каким образом это чудо охотится, трудно себе представить, но пасть на спине неиллюзорно впечатляет. Хотя вот в некоторых источниках пишут, что если Кибунгу выпрямляется, то его пасть на спине захлопывается. А открывается она, когда чудовище наклоняет голову. Таким образом, схватив добычу, монстр наклоняет голову и кидает попавшегося бедолагу себе за спину, как заправский баскетболист - прямиком в пасть.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок!
Кибунгу как персонаж происходит из Баии и оформился там, хотя кое-что из его черт можно проследить в африканских историях и легендах.
Еще один страшный монстр с воспитательной функцией - это Туту Марамба (с ударением в обоих словах на последний слог, Tutú Marambá). Так же, как и Кибунгу, он наказывает непослушных детишек, особенно тех, кто капризничает и не идет спать когда положено. Но в отличие от Кибунгу, у Туту Марамба несколько неопределенный облик. Существуют разные вариации этой креатуры, у них нет конкретной формы, они скорее похожи на тень, а у вариации по имени Туту Замбэ (Tutú-zambê) также нет головы. Кроме того, Туту могут принимать облик дикого кабана (разумеется, его бразильской разновидности), так что существует ненулевая вероятность когда-нибудь встретить кого-то из этих красавцев в лесу... или в зоопарке.
Tutu Marambá não venhas mais cá
Que o pai do menino te manda matar
Durma neném, que a Cuca logo vem
Papai está na roça e Mamãezinha em Belém
Tutu Marambá não venhas mais cá
Que o pai do menino te manda matar
Туту Марамба, не ходи к нам сюда,
Тебя здесь не ждут, тебя здесь убьют.
Спи, детка.
Кука бредет по дворам,
Твой папа с тобой, ей тебя не отдам.
Туту Марамба, не ходи к нам сюда,
Тебя здесь не ждут, тебя здесь убьют.
(перевод мой, не дословный, а условно-стилизованный)
В этой колыбельной нам встречается очередной авторитетный бразильский персонаж, призванный поддерживать детскую дисциплину, на этот раз португальского происхождения. Это Кука.
Cuidado com a Cuca que a Cuca te pega
E pega daqui e pega de lá
Cuidado com a Cuca que a Cuca te pega
E pega daqui e pega de lá
A Cuca á malvada e se fica irritada
A Cuca é zangada, cuidado com ela
A Cuca é matreira e se fica zangada
A Cuca é danada, cuidado com ela
Dorival Caymmi (1914-2008)
Будь осторожен с Кукой, Кука тебя схватит,
Схватит и утащит, схватит и утащит.
Будь осторожен с Кукой, Кука тебя схватит,
Схватит и утащит, схватит и утащит.
Кука очень злая, рассердится Кука,
Страшная Кука, осторожно с нею!
Хитрая Кука, сердитая Кука,
Проклятая Кука, осторожно с нею!
(перевод мой, опять же не дословный, а условно-стилизованный)
Считается, что предком бразильской Куки была португальская Кока, привидение-дракон, которое живет на крышах и чердаках домов и хватает непослушных детей, чтобы их сожрать. Так как португальский фольклор нам по большей части тоже не слишком хорошо знаком, то будем считать, что наверное так оно и есть и что португальская страшилка, попав на бразильскую почву, воплотилась вполне удачно, ибо местная фауна богата драконоподобными существами: у Куки голова аллигатора, а народная фантазия дополнила ее телом старухи и до кучи снабдила гигантскими когтями и адским голосом. Кука почти никогда не спит и ложится прикорнуть только один раз в семь лет. И именно поэтому она такая жутко злобная и так не любит детей, которые не идут вовремя спать. Есть еще одна версия описания Куки, согласно которой Кука - это аллигатор с желтыми волосами, бегающий на задних ногах, который живет в пещере, готовит там магические зелья и дружит с Саси-Перере (Saci-pererê), с одним из наиболее известных персонажей бразильского фольклора.
Но об этом - в следующий раз.
Продолжение следует.
Источники: