Из истории Италии: Павия

Если просто перечислить хотя бы некоторых исторических личностей, с которыми плотно связана история города, получится вот такой список:
- Публий Корнелий Сципион
- Октавиан Август
- Теодорих
- Северин Боэций
- Карл Великий
- Фридрих Барбаросса
- Карл Пятый
- Франциск Первый
- Суворов Александр Васильевич
- ...
Давным-давно

Римское гражданство Тицинуму и его обитателям пожаловал не кто иной, как Гай Юлий Цезарь, и случилось это в 49 году до нашей эры. Статус города резко вырос. И уже император Октавиан Август с женой Ливией сочли достойным провести в Тицинуме месяца два, ожидая приезда детей императрицы. Один приехал тогда живой и победитель, а второму не повезло: говорят, с лошади упал и умер. Как бы то ни было, бронзовая статуя Октавиана стоит на площади Муниципалитета: дорога, по которой прибыл император, вела именно туда, и ее современное название - виа Скаполи. А статую, если что, городу подарил Муссолини.
Остроготы (у нас они зовутся остготами), которые правили Италией около века, ценили Тицинум за его козырное местоположение (и видимо - за римскую инфраструктуру); при них Тицинум был важным военным центром, однако до столицы, в которую он превратился при лонгобардах, еще не дотягивал. Теодорих, которого в Италии зовут Великим, построил в Тицинуме дворец, термы, новый амфитеатр и новые стены. С Теодорихом также связана трагическая смерть римского философа Северина Боэция.
Боэций был римлянином (и даже сенатором) и очень образованным человеком. В 522 году Теодорих пригласил его быть советником, и Боэций согласился. Как позже оказалось, это стоило ему жизни, ибо человеком он был умным и, видимо, хорошим, однако чтобы выжить в дворцовых интригах, этого мало. Не прошло и года, как его обвинили в разных политически неправильных вещах и заключили в башню. Будучи в заключении, Боэций писал философский трактат, и может быть его бы отпустили, но либо нервы философа не выдержали, либо по какой еще причине он включил в трактат едкие выпады против "варварства" вообще и (надо полагать) против короля лично. Теодорих если и думал помиловать своего советника, тут уже передумал и велел Боэция казнить. Казнили его крайне жестоко; кто захочет леденящих кровь подробностей - найдет их в Сети. Теодорих, кстати, ненамного пережил Боэция, и существуют легенды, согласно которым философ посмертно отомстил королю.

В этом месте нужно сделать маленькое, но важное отступление от истории вообще к истории религии. Германские племена, включая остроготов и лонгобардов, были арианами. Ариане - это такое ответвление христианства, в котором Христос не считается богом, хоть и очень уважается. Оказывается, что многие раннехристианские мученики - это католики, которых преследовали ариане. Однако такая нетерпимость была не везде; Теодорих, например, относился к католичеству довольно толерантно. Конечно, когда вопросы религии переходили в политическую плоскость, как это по-видимому было с Боэцием, то от толерантности не оставалось и следа: хотя Боэций не был официально канонизирован, его тем не менее называют святым. Каким-то образом, однако, ариане могли жениться на католичках (например, первая жена Альбойна - Клодосвинта* - была дочерью короля франков Клотаря I и католичка, на которую в том числе возлагались надежды перетащить Альбойна из арианства в католицизм). Со временем так и вышло: арианство сменилось католицизмом. Но тем не менее подобные нюансы нужно иметь в виду, осматривая памятники: например, в Равенне, которая была столицей остроготов, есть арианский баптистерий первой половины 6 века, и есть, например, базилика Сан-Витале - тоже первой половины 6 века, но уже католическая, ибо построена после отвоевания этих земель Юстинианом (откуда, собственно, и взялись византийские мотивы в архитектуре и украшениях этого примечательного здания).

Каких-то особо примечательных личностей из лонгобардов я, пожалуй, и не припомню, не будучи историком; вот разве что Альбойн, который привел лонгобардов в Италию и стал первым королем нового королевства, и Дезидерий - этот уже в конце лонгобардского владычества. Альбойн примечателен тем, что женившись во второй раз на дочери поверженного им короля гепидов Розмунде, по легенде на одном из пиров в городе Вероне повелел ей пить вино из чаши, сделанной из черепа ее отца. Розмунда, разумеется, затаила, а затаив - устроила заговор, в котором Альбойна убили. Розмунда же бежала в Равенну, где погибла при трагико-романтических обстоятельствах, опять же как рассказывает легенда и основанные на легенде произведения искусства. Ну а Дезидерий уже упоминался в связи с кратким экскурсом в историю Каролингов.
Эти Средние, средние века
Карл, прозванный впоследствии Великим, пока он великим еще не был, женился на дочке короля лонгобардов Дезидерия, которую звали кто говорит Эрменгардой, а кто - Дезидератой. С дочкой он впоследствии по неуточненным причинам развелся и женился на другой тетеньке, Ильдегарде. Дело, как всегда, не в тетеньках, а в их приданом, и хотя Карл Эрменгарду-Дезидерату отверг, но Италию отвергать почему-то не хотел. Хотя может быть дело было в наследниках, а может, и не в наследниках, а в династических союзах. Ведь кроме лонгобардов и франков, на политической сцене был еще и Папа Римский, а ему союз лонгобардов и франков вряд ли был по нутру. Карл же, будучи добрым католиком и ставя на католицизм, видимо, предпочел союз с Папой, а не с Дезидерием. Как бы то ни было, дело дошло до осады Павии, которая продолжалась довольно долго. Так долго, что Ильдегарда, будучи уже в положении, должна была приехать к мужу, осаждавшему столицу лонгобардов. А муж, то есть Карл, чтобы достойно встретить супругу, велел построить церковь, чтоб было где проводить все положенные обряды. И до сих пор в пригороде Павии есть эта церковь. И будучи на машине, туда можно съездить посмотреть.
А Павия тогда капитулировала, и для лонгобардов все закончилось плохо.
Однако в каролингскую эпоху Павия продолжала быть столицей королевства Италия, да и затем играла все еще важную роль. Во время противостояния гвельфов и гибеллинов Павия была гибеллинской и поддерживала императоров, будучи, в частности, в союзе с Вероной (то есть с Мастино делла Скала). Фридрих Барбаросса, как пишут, провел в Павии в общей сложности аж 13 лет! Ближе к 14 веку, однако, в Павии поднимается к власти дом Висконти. Эти люди многое сделали для того, чтобы исторический центр Павии стал таким, какой он есть и сейчас.
Фамильный герб Висконти - гигантская змея, пожирающая человека. Это, как пишут в той же Википедии, не от особой кровожадности, а просто Висконти придумали себе такую легенду о своих предках: будто бы одного Висконти сожрала змея, а другой Висконти пошел эту змею извести. И извел, но сначала заставил гадину исторгнуть съеденное, а съеденное волшебным образом оказалось живым и невредимым. Ну а иконографические корни изображения восходят к библейскому рассказу об Ионе и морском змее (это у нас говорят про кита, а у них - про змею).
Кстати: змею Висконти можно лицезреть на эмблеме автомобилей Альфа-Ромео. Красный крест на этой эмблеме является геральдическим символом, относящимся к Милану.
Висконти, будучи людьми амбициозными, замахнулись выше и постепенно стали миланскими герцогами. Хотя пишут, что фортуна повернулась к ним лицом именно тогда, когда в середине 13 века один из Висконти был назначен архиепископом Милана. Назначить-то назначили, но только вот проникнуть в город удалось аж только спустя 15 лет после назначения, когда гибеллины победили гвельфоориентированных тогдашних фактических хозяев Милана - семейку Адамсов Делла Торре. Ну а уж как архиепископ вступил в должность, так всей его семье и поперло... все как всегда.

Обратите внимание на резьбу, представленную на фото. Это часть старой кладки, оформляющей вход в некое здание уже не помню, на какой улице. Я ее увидела случайно. Солнце - это отсылка к Висконти, но не только. В солнце вырезаны буквы "IHS" с крестом, которые представляют собой так называемую триграмму Сан Бернардино и расшифровываются как "Иисус спаситель человечества". Эти буквы, помещенные в солнце, взяли себе в качестве герба иезуиты. Но у них лучи солнца прямые, а здесь - извитые, что отсылает нас к Джан Галеаццо. Под солнцем мы видим льва, держащего что-то в лапах. Это родовой герб Сфорца, а "что-то" - это ветвь хлопчатника (который есть растение семейства мальвовых и цветет желтыми цветами). Что именно означает такое вот взаимное расположение геральдических изображений - надо бы подумать, учитывая сведения, изложенные ниже. Или заглянуть в хорошую книжку, может, там все написано...
Ничто не вечно, и в середине 15 века вместо Висконти хозяевами жизни стали Сфорца. Случилось это в похожем ключе, как Меровингов заменили Каролинги, только у Сфорца дело было скреплено браком. И неважно, что женой стала внебрачная дочь тогдашнего герцога, последнего миланского Висконти: она-то была тут, под рукой. А вот то, что существовала еще законная ветка по женской линии в лице дочери Джан Галеаццо Валентины, выданной замуж за представителя орлеанских Валуа, позволило впоследствии Людовику XII (и Франциску I, как прямому потомку Валентины) качать права по поводу герцогства Миланского...
О том, как в истории все переплетено, напоминает тот факт, что внук Валентины Висконти Жан Ангулемский - младший брат Карла Орлеанского (отца Луи XII) - деля с братом заточение после битвы при Азенкуре, от нечего делать переписывал манускрипт Боэция. Тот самый, видимо. Ну а Франциск I приходился тому Жану внуком.
Новое, новое время
В нынешней периодизации истории Западной Европы Средними веками считается тысячелетие с шестого по пятнадцатый век включительно. Кто будет читать книжки на итальянском, испанском или французском, должны иметь в виду, что раннее Средневековье там именуется Высоким, а позднее - Нижним. Но в целом считается, что с 1500х годов начинается так называемое Новое время. И правление Карла Пятого Габсбурга как раз приходится на самое начало этой эпохи.
Павия, пожалуй, больше всего известна тем, что в ее окрестностях произошла знаменитая битва 1525 года, когда Карл V Габсбург одолел Франциска I Валуа, и у того оказалось "все потеряно, кроме чести и жизни", а у взятых в плен швейцарцев так и честь была отнята. Собственно, я и поехала в Павию, чтоб посмотреть, где приблизительно это было. Интересно, что в книге о Карле V, которую я читала накануне, этой битве посвящены какие-нибудь пара строчек. Подумаешь, французского короля в плен взяли! Через пару лет в плен возьмут самого Папу Римского, а Рим разграбят. Правда, Папа будет сидеть в замке Сант-Анджело, отращивать бороду и медитировать о собственных грехах, но это - совсем другая история, связанная с именем Медичи.
Говорят, павийский кулинарный специалитет zuppa alla pavese, то есть павийский суп, обязан своим возникновением этой самой битве и ее последствиям. Когда Франциска взяли в плен, то он был вынужден в цепях брести пешком к своим победителям. Конечно, при этом он устал и оголодал. Некий крестьянин сжалился над ним и накормил, чем бог послал. Бог послал бульон с хлебом и яйцом. Поверженный король был счастлив и впоследствии якобы ввел в моду это блюдо у себя во Франции - так говорят. Как бы то ни было, подобная информация о происхождении данного специалитета имеется.

Вообще чем больше вникаешь в исторические перипетии, тем больше понимаешь, что вся эта аристократическая братия - не просто какая-то банка с пауками, а целое змеиное кубло, запутанное, переплетенное и страшно ядовитое. Все так или иначе друг другу родственники, но родственники - это первые конкуренты, поэтому с ними всегда бывают связаны всякие сюжеты похлеще сериальных. А сколько простора для написания фэнтезятины в духе "альтернативное Средневековье"! Вот, к примеру, не вмешался бы Карл VIII Французский в матримониальные дела Максимилиана Австрийского, глядишь, тот бы не женил своего сына Филиппа на Хуане Испанской, и не было бы тогда Карла V Габсбурга, который весь был в долгах как в шелках, но зато полководец и вообще, кажется, очень умный и практичный товарищ. Да и сам Карл VIII, возможно, прожил бы подольше, может, и наследниками обзавелся бы и не случилось бы смены Валуа на другую ветку того же рода - Валуа-Ангулемских, и сидел бы себе Франсуа в замке Коньяк, в котором родился, и там бы покровительствовал искусству и дамам, как делал его папа Шарль. А если бы Луи XI не женил бы племянника на собственной дочке Жанне, тот, может быть, и не стал бы потом бузить. Жанна, хоть и особа королевской крови - что огромная честь - была, по слухам, физически ущербной, а значит, наследников дать не могла... для того, вроде, все и затевалось. А если бы у Луи XI не было дрязг с Бургундией, а если бы Бретань не рыпалась по поводу независимости или наоборот - отошла бы к Империи вместе с Анной Бретонской, а если бы...
У настоящей истории нет сослагательного наклонения.
P.S. А гвельфы с гибеллинами и в Новое время не успокоились. Например, некто Чезаре Эрколани, ранивший при Павии коня под Франциском, когда тот пытался спастись, был убит заговорщиками-гвельфами 9 лет спустя. Гибеллины, мы помним, поддерживали императора, а гвельфы - Папу и с некоторых пор короля Франции, но говорят, что это убийство вряд ли было связано с битвой при Павии...
Продолжение следует.