Ох уж эти гвельфы, ох уж эти гибеллины!
Толчком к очередной попытке разобраться в хитросплетениях итальянского Средневековья послужило посещение церкви святого Франциска в Коломбаре. Святой Франциск Ассизский, как известно, - покровитель Италии, а Коломбаре - это место, плавно переходящее в Сирмионе. Только Сирмионе расположено на полуострове, глубоко врезающемся в южную часть озера Гарда, а Коломбаре расположено на "материке".
Двенадцать бронзовых пластин с рельефами работы современного художника Лучано Вичентини рассказывают историю Сирмионе. На одной из пластин изображено сожжение катаров: эпизод, некоторым образом связывающий Сирмионе с крестовыми походами на Тулузу под предводительством Симона де Монфора. Но не только: это был пусть маленький, но важный политических ход, тесно связанный также с переходом формы правления от республики к синьории в богатеющих североитальянских городах. Кроме того, это был эпизод, который нельзя рассматривать в отрыве от противостояния этих ваших гвельфов с этими вашими гибеллинами, а также от Священной Римской Империи Германской нации и ее императоров.
Но все началось еще раньше, а именно - с франков. Благородный дом Вельфен был в родстве с Каролингами, а правители замка Вайблинген дали начало династии Гогенштауфенов, ярким представителем которой был Фридрих Барбаросса. От этих двух названий идут итальянские транслитерации "гвельфы" и "гибеллины". В Италии это были политические фракции, противостоявшие друг другу. Гибеллины поддерживали Священную Римскую Империю и императора, а гвельфы - папскую власть. Но это случилось позже. Сначала это была борьба чисто между двумя германскими знатными родами: баварским (Вельфен) и швабским (Штауфен) за корону Священной Римской Империи (Италии это касалось по той причине, что местами это была часть Империи). Лишь потом гвельфы объединились вокруг Папы.
Какой город был сторонником какой фракции, можно видеть по форме зубцов на крепостных стенах: если ласточкины хвосты, то это гибеллинская стена. Если зубцы прямоугольные, то гвельфская. Верона была гибеллинская (как и наш Кремль!), а Флоренция - гвельфская.
Какое это имеет отношение к альбигойцам южной Франции? Как ни странно, некоторое - имеет. Как мы помним, крестовые походы против альбигойцев имели место в самом начале тринадцатого века. В то время как на юге Франции крестоносцы Монфора резали катаров, на севере Италии сторонники гвельфов и гиббелинов с не меньшим усердием резали друг друга. Сперва это не были чисто политические конфликты: в то время вражда между знатными родами имела по большей части внутренние причины; кровная месть играла далеко не последнюю роль. Но в итоге все вылилось в противостояние чисто политическое, и накал борьбы развился совершенно не шуточный. К тому же в Италию регулярно наведывался Фридрих Барбаросса, который, будучи императором, желал призвать Италию к порядку. А Италия желала отделиться от Империи, поскольку богатые города к тому времени уже породили свою знать, которая в свою очередь желала автономии.
В то время, как уцелевшие альбигойцы, спасаясь от преследования, бежали в Италию и обосновывались на берегу озера Гарда в поселении Сирмионе, в Вероне поднималось к власти семейство делла Скала. Надо сказать, что до четырнадцатого века Верона была в некотором смысле республикой, поскольку управлял городом выборный глава - подестá. В первой половине 13 века подестой был Эццелино да Романо, человек германского происхождения (что, видимо, и определило направление его лояльности), жесткий кондотьер, собравший вокруг себя окрестные земли. Да Романо поддерживал императора, а император поддерживал его. Жестокость и бескомпромиссность Эццелино да Романо привели в итоге к тому, что в 1254 году папа Александр IV отлучил его от церкви, а политические противники попытались было организовать против него "крестовый поход". Эти попытки тут же были со свойственной кондотьеру беспощадностью утоплены в крови, по крайней мере, так говорят хронисты. Вообще, хронисты рисуют человека крайне жесткого даже по средневековым меркам (и даже Данте определил его в Ад); однако мы не знаем, насколько это было правдой, а насколько - желанием очернить неудобную фигуру, прием, использовавшийся не раз и не два в истории (и не случайно Эццелино да Романо был прозван il Terribile - совсем как наш Иван Васильевич).
Мастино делла Скала был верным соратником Эццелино, человеком умным и политически дальновидным. Он разделял лояльность к императору; когда после смерти Эццелино да Романо его избрали подестой, Верона продолжала оставаться гибеллинской. Коггда последний представитель Гогенштауфенов Конрад Швабский в 1267 году перешел через Альпы и вошел в Верону, его встречали праздником. Это страшно не понравилось папе Клименту IV (точнее, папе не понравилось, что немца так тепло встречают не только в Вероне, а вообще в Италии, где были сильны гибеллинские настроения, но в Вероне - особенно). В результате чего папа, применив и усугубив методы своего предшественника, отлучил от церкви не только Мастино, но и всю Верону. Для веронцев это был серьезный удар, но не смертельный, потому что было велено продолжать воскресные мессы, а это было главное.
Альберто делла Скала, даром что брат Мастино, был все-таки избран главой города. Его сын уже вступил во владение городом по наследству. Скалиджеры правили Вероной около ста лет; последний Скалиджер был изгнан из Вероны в 1387 году войсками Джан Галеаццо Висконти, первого герцога Миланского. Так Верона стала ломбардской. А делла Скала, вернее, те, кто от них остались, осели в Баварии, поменяли свою фамилию на "фон дер Ляйтер" и даже продолжали играть некую роль при баварском дворе вплоть до полного своего исчезновения в конце 16 века.