Сказки об Италии. Часть четвертая

Это четвертая часть из цикла материалов о моей Италии.
Предыдущие части:

Велосипедисты, парковки и ZTL

Речь пойдет, как следует из названия, о городах и окологородских дорогах. И о тех, кто по этим дорогам ездит.

Велосипедисты

Велосипедисты... Никогда раньше они у меня не вызывали столько эмоций. В России скромненько так едут по обочинам, а если уж беспредельничают, так это на тротуарах и в других местах, где не ездят автомобили. В России двухколесная напасть на букву "м", а в Италии напасть совсем другая, и имя ей - велосипедисты. По форме вроде другая буква, а по сути...

Причем, если почитать правила и посмотреть на дороги, то все должно быть прилично. По правилам они должны ездить друг за другом, вереницей по одному, и только в том случае, если на велике едет ребенок, допускается ехать рядом с ним. Есть велодорожки, и они есть много где. Но... вспомним, что на итальянских дорогах нет обочин. А города часто переходят один в другой, природы вокруг красивые, а расстояния не такие чтоб уж очень большие... велосипедистов много, а велодорожки есть все-таки не везде. Вот и едут двухколесные по дорогам общего пользования.

Правил они, видимо, не читали вовсе (впрочем, учитывая потрясающую запутанность и изысканный бюрократический слог Codice Stradale, это вполне объяснимо. Никому не хочется парить себе мозги какими-то правилами, пусть ими автомобилисты озадачиваются, с них спрос больше... что, не правы?).

Велосипедисты в Италии.
Велосипедисты в Италии. Фото из архива Nyyrikki.
Я не упоминала о скоростном режиме в городах Италии? 50 км/ч, и контроль скорости буквально везде. Это не говоря о пешеходных переходах, иногда огороженных огромными накатанными асфальтовыми "лежачими полицейскими", с обязательным ограничением и так небольшой скорости. Вы обязаны пропустить пешехода (хотя многие местные этого не делают), а также вы обязаны соблюдать скоростной режим. Тем не менее, наезды на пешеходов все равно происходят, и не в последнюю очередь потому, что и водители, и пешеходы утыкаются в свои телефоны, вместо того, чтобы смотреть на дорогу.

И вот представьте себе дорогу типа Strada statale, где в каждом направлении всего по одной полосе, и та довольно узкая (узость дорог - это главная проблема с дорогами; расширить дороги нельзя, ибо все застроено, засажено, везде чья-то собственность, выкручивайтесь, как хотите). Обгон зачастую запрещен, сплошную пересекать - себе дороже (это местные знают, где камеры понатыканы, а ты, приезжий, не знаешь ничего. И будешь соблюдать, чтоб не испытывать на себе эффективность ипатьевского метода воспитания разгильдяев.) И вот ты едешь из пункта А в пункт Б и упираешься в стаю диких велосипедистов. Диких - потому что непуганых, а стаю... ну потому, что стаю. Им так удобно - рассредоточиться по всей ширине полосы. А еще, они зачастую спортсмены. Это означает, что у них спортивные велики, задница выше головы и они не видят ничего - от слова абсолютно - кроме пятачка асфальта у себя под носом.

Ты справедливо ожидаешь, что, услышав тебя (ибо не услышать шум подъезжающей сзади машины довольно сложно... ну, это я рационализирую. На самом деле у этих людей зачастую уши заткнуты наушниками, а в них - какой-нибудь Раммштайн...), словом, ты ожидаешь, что они хотя бы прижмутся вправо, давая тебе проехать. Но нет, они внезапно начинают быстрее крутить педали, и ты едешь за ними со скоростью бешеной улитки, выжидая разрыва в сплошной, чтобы обогнать это стихийное бедствие.

Дороги в Италии.
Дороги в Италии. Фото из архива Nyyrikki.
Признаюсь честно: я их боюсь. Когда я только начинала ездить и еще плохо ощущала правый габарит, я однажды обогнала велосипедиста. Пропустив со встречной грузовик, автобус и вереницу легковых, я попробовала вписаться в полосу так, чтобы не пересечь сплошную и не бортануть велосипедиста. И мне показалось, что я его задела зеркалом. Однако он не изменил свою траекторию, и я долго себя убеждала логическими доводами, что если б я его задела, дело окончилось бы совсем не так, учитывая мои 50 км/ч и вес кроссовера. Тем не менее еще долго вид карабинеров на дороге вызывал у меня отчаянный приступ чего-то виноватого.

Парковки

Парковки в целом бывают трех типов: платные, бесплатные и для клиентов (чего-то там). Соответственно, тип парковки определяется по цвету разметки следующим образом:

  • Белая разметка - парковка с большой вероятностью бесплатная;
  • Синяя разметка - однозначно платная парковка;
  • Желтая разметка - если Вы не приехали конкретно туда, рядом с чем находится эта парковка, то она - не про Вас.

Практически же, если видишь белую разметку, то все равно надо внимательно смотреть: нет ли на этой парковке каких-либо ограничений. Чаще всего бывают ограничения по времени, которые обозначены на соответствующих табличках. Тогда нужно, в свою очередь, обозначить время собственного прибытия на специальном циферблате (нужно, чтобы он был в машине!) и поместить его под лобовое стекло. Если парковка платная, то нужно поместить под лобовое стекло взятый в паркомате талончик. Следует помнить, что парковки с паркоматами тоже имеют ограничения по времени, и часто паркоматы принимают только монеты.

Рядом с центром города, особенно если город привлекателен для приезжих, бесплатных парковок практически не бывает. Бывают парковки условно-бесплатные, то есть, допустим, днем платные, а ночью - бесплатные. Время начала и окончания метаморфозы обозначены на табличках. Однако чаще бывают разные тарифы в разное время. А еще рядом с центром можно найти парковки за шлагбаумом, либо крытые парковки. Они называются garage. Если едешь в какой-то город и хочешь посмотреть исторический центр, бывает полезно озаботиться координатами таких гаражей. Они стоят подороже, но и находятся сравнительно близко от центра, и ограничения по времени почти нет: платишь, когда забираешь авто. Единственный минус подобных гаражей заключается в том, что ты должен уметь виртуозно маневрировать в очень тесных пространствах и втискиваться тютелька в тютельку в обозначенное место. Но в кое-каких гаражах эту проблему за вас решают специально обученные люди. Например, в гараже Мариани в Равенне как раз такое обслуживание.
Крытая парковка. Портофино.
Крытая парковка. Портофино. Фото из архива Nyyrikki.

Но, разумеется, местные всегда знают, когда, где и при каких обстоятельствах можно безнаказанно нарушить строгие правила. Например, в Дезенцано вечером (после 9 часов) маловероятно, что кто-то пойдет проверять платные парковки в центре города. Поэтому если там найдется местечко, то можно припарковаться и не платить. Но чаще всего мест нет. Они все заняты: либо законопослушными немцами, которые платят всегда, либо хитромудрыми итальянцами, либо еще более хитромудрыми румынами, которых почему-то особенно много рядом с определенными точками (как правило, ночными клубами)...

В том же Дезенцано в субботу вечером (потому что воскресенье - выходной), а если летом, так и в будни, машин в центре столько, что яблоку негде упасть. Все парковки забиты автомобилями, машины стоят и на тротуарах (хотя это чревато). И уж если приспичило поехать в центр на машине, то с большой вероятностью придется оставлять авто на дальней парковке и идти до цели пешком. А лучше сразу идти пешком, оставив машину дома.

И я еще раз подчеркну, что автомобиль не всегда и не везде является оптимальным средством передвижения. Например, если хочется заняться сайтсиингом и отправиться в какой-нибудь город, то надо хорошо подумать, а стоит ли ехать на машине. В некоторые города (например, Венецию) однозначно надо ехать на поезде. Однако некоторые города более достижимы на машине (например, Равенна). И тогда настоятельно рекомендую задать в качестве конечной цели путешествия не "центр города", а координаты какой-нибудь крытой парковки-гаража недалеко от центра. Почему? Да потому, что вблизи от центра ездить и искать место для парковки может быть чревато заездом в ZTL.

ZTL, или зоны ограниченного доступа

ZTL расшифровывается как Zona Traffico Limitato, то есть зона ограниченного доступа транспорта. Такие зоны имеются почти во всех уважающих себя городах Италии, особенно имеющих исторические центры. Зоны обозначаются знаками "Движение запрещено", а запрет подкреплен камерами. Штрафы за въезд в зону ограниченного доступа довольно кусачие, даже если вы заехали туда по ошибке и сразу выехали (с другой стороны, если бы выехали не сразу, штрафы могли бы быть еще кусачее).

Мы словили такой штраф в Равенне. Сто евро. А всего-то, выезжая из гаража, перепутали направление для разворота, а дальше, следуя за каким-то автомобилем, заехали в ZTL, но, увидев знак, сразу же оттуда убрались. Но штраф пришел все равно. Мораль: надо основательно изучать карты со всеми запретами прежде, чем начинать движение. И не следовать за другими авто в городах, особенно там, где становится очень узко и очень тесно и (опционально!) движение становится односторонним. Может, этим авто разрешено заезжать в ZTL, а вот вам - точно нет.
А вам слабо так парковаться? Города Италии. Исторический центр.
А вам слабо так парковаться? Города Италии. Исторический центр. Фото из архива Nyyrikki.
Продолжение следует.