Прогулки по Пекину

Фотогалерея

В Китае я была по нынешним меркам достаточно давно, а поэтому многое там могло измениться. Однако, думается мне, изменения в первую очередь касаются крупных городов, таких, как Шанхай, а провинция как была бедной, так бедной и осталась. В этой и следующих статьях я опишу впечатления от двух поездок в провинцию Хэнань, и немного о Пекине и о Великой Стене.

Я летела до Пекина Аэрофлотом и затем пересаживалась на внутренний рейс китайских авиалиний. Самолеты Аэрофлота летают из Шереметьево F, причем, насколько я помню, на регистрацию надо было приходить сильно заранее из-за бесконечных толп китайцев, улетающих близкими рейсами. Возможно, с тех пор что-то изменилось, а может, и нет. Китайцы в самолете ведут себя шумно (они, впрочем, везде себя так ведут, когда едут группами, а группами они ездят чуть менее чем всегда). Правда, я надеюсь, что с тех пор многие китайцы, кто может себе позволить путешествовать по миру, немножко попритихли. Возможно, те, которые "раньше" - это были челноки с коробками, а сейчас все изменилось. Будем надеяться.

Пекин

Пекин, как мне показалось тогда, очень был похож на Москву 70х годов. Те же серые коробки домов, те же троллейбусы-автобусы. И вездесущие тополя вдоль улиц, правда, по форме не совсем такие, как у нас, а, скорее, пирамидальные. Но в остальном все очень похоже, и когда едешь из аэропорта в Пекин на автомобиле, первое время не покидает чувство дежавю.

Улицы Пекина. Найдите 5 отличий.
Пекин или Москва? Найдите 5 отличий. Фото из архива Nyyrikki

Одно отличие, однако, вскоре бросается в глаза: это огромное количество велосипедистов и вообще двухколесных. Так проще перемещаться, поскольку в Пекине, как во всех крупных городах мира, уже тогда были серьезные пробки.

Велосипеды на улицах Пекина.
Велосипеды на улицах Пекина. Фото из архива Nyyrikki

По рассказам, власти Пекина пытались бороться с пробками, поделив автотранспорт по принципу четности-нечетности госномера. По определенным дням якобы ездят только четные, по другим - нечетные. Не буду утверждать, что так оно и есть, но сама идея - интересная.

Движение в Китае правостороннее, но наши водительские права там недействительны. По крайней мере, так было раньше.

В Пекине имеется очень разветвленное метро, довольно современное. На входах в метро стоят сканирующие аппараты для багажа, как в аэропортах, и все выстраиваются в очередь, чтобы положить свою сумку или рюкзак на ленту транспортера. Процесс идет довольно быстро, но мне трудно представить, что делается на входе в часы пик. В самом метро многолюдно; следует заметить, что в метро запрещено есть и пить. Как фиксируются нарушения, мне неизвестно, но я действительно не видела, чтобы кто-то из китайцев ел или пил в метро. Возможно, этот запрет имеет своей целью, чтобы в метро не мусорили...

Исходя из того, что я наблюдала и в Пекине, и в провинциальных городках, и в школе-интернате, где жила около недели, - китайцы мусорят прямо там, где находятся, а потом приходит специально назначенный человек, который все это убирает. Например, однажды я присутствовала на школьном празднике. После окончания праздника весь зал был завален обертками, пустыми бутылками, какой-то шелухой, пакетиками от всякой всячины... а на следующее утро несколько бодрых детишек, деловито орудуя метлами, уничтожали следы всеобщего безобразия, и спустя примерно полчаса зал приобрел свой первоначальный вид.
Улицы Пекина. Что такое хутун.
Улицы Пекина. Что такое хутун. Фото из архива Nyyrikki

В некоторых районах Пекина еще сохранилась старая застройка; широко известны в узких кругах пекинские переулочки - хутуны; говорят, что в лабиринте хутунов можно заблудиться. Наверное, когда-то так оно и было... Есть и другие улицы - приятные, с малоэтажной старой застройкой, утопающие в тени деревьев, с бесконечными маленькими магазинчиками. По таким улицам хорошо гулять, никуда не торопясь, впитывая в себя ароматы благовоний от расположенных по соседству храмов, да и просто дух старого Пекина.

Пока в Пекине еще сохраняются хутуны, но, вполне возможно, скоро от них уже ничего не останется. Насколько мне известно, по хутунам организуются экскурсии; в Пекине учатся многие наши соотечественники, многие студенты-китаисты приезжают на долговременную стажировку, и вот они-то могут организовать экскурсию по хутунам.
Улицы Пекина. Старый город.
Улицы Пекина. Старый город. Фото из архива Nyyrikki
Если вы предпочтете перемещаться на такси, то следите, чтобы такси было государственным: с кассовым аппаратом, который выдаст официальный чек за поездку. Возможно, теперь уже проблемы с таксистами-мошенниками в Пекине решены, но бывали случаи, когда таксист увозил, например, багаж зазевавшегося туриста; о запредельных ценах на поездку я умолчу. Рекомендуется иметь при себе бумажку, где по-китайски будет написано название вашего пункта назначения, и не полагайтесь на то, что вы его правильно произнесете: в китайском языке много звуков, на наш неискушенный слух совершенно одинаковых, но при этом кардинально меняющих смысл сказанного. Ну и, кроме того, английский язык знают далеко не все таксисты, а если и знают, то не факт, что вас поймут и что вы, в свою очередь, поймете специфический китайский акцент в английском языке.
Пекин. Мавзолей Мао Цзедуна.
Пекин. Мавзолей Мао Цзедуна. Фото из архива Nyyrikki

Запретный город

В самом сердце Пекина, напротив огромной площади Тянь Ань Мэнь (Врата Небесного Спокойствия), можно видеть мавзолей Мао Цзедуна, а дальше, за стеной, находится Запретный город, в котором когда-то обитали Сыны Неба - китайские императоры. Запретный город поражает размерами своих площадей и своей... пустотой, что ли? В нем - пусто. Я не знаю, как это было раньше; возможно, "пусто" здесь имеет глубокий философский смысл, но, несмотря на обилие посетителей, Запретный город кажется пустынным.

Пекин. Запретный город.
Пекин. Запретный город. Фото из архива Nyyrikki

Конечно, любой путеводитель по городу покажет и расскажет, что в городе нужно посмотреть и где оно находится. Пекин - не исключение. Путеводитель расскажет, какие в Пекине есть храмы и парки, музеи и рынки, как до них добраться и что именно там смотреть. Но можно, не глядя в путеводитель, а просто взяв с собой карту, пойти гулять куда глаза глядят. Это - тоже способ познакомиться с городом.

Раньше я брала с собой бумажную карту, а сейчас пользуюсь оффлайн-картами приложения MapsMe. Удобно, есть навигация, причем не нужен постоянный доступ в интернет - карту можно загрузить заранее.
Прогулки по Пекину.
Прогулки по Пекину. Фото из архива Nyyrikki

Если уйти от Запретного города через Тянь Ань Мэнь и дальше, то можно попасть в приятное местечко с аутентичными "причесанными" строениями, в которых располагаются торговые точки типа Swatch, а также фастфудовые забегаловки типа Старбакса - в китайском антураже; а если уйти в сторону, противоположную Тянь Ань Мэнь, то картина будет диаметрально противоположная: обшарпанные старые здания, развалюхи вдоль канала с мутной зелено-коричневой водой... ни блеска, ни глянца, ни красок. Но и по таким улицам интересно прогуляться: это тоже город, это квинтэссенция современного Китая - страны контрастов.

Прогулки по Пекину.
Прогулки по Пекину. Фото из архива Nyyrikki

Парки

Что касается парков, то они по-азиатски красивы. Однако больше всего лично мне понравился парковый комплекс Юаньмин Юань (Yuánmíng Yuán, Сады Безупречной Ясности). Это парк, расположенный недалеко от разрушенного Летнего Дворца, и он отличается от других виденных мной в Китае парков атмосферой легкого декаданса. Парк как будто предоставлен самому себе, и время здесь словно застыло, остановившись где-то там, далеко, далеко... Может быть, именно таким был толкиеновский Лориен - спокойным, медитативным, вечным...

Прогулки по Пекину. Парк Юаньмин Юань.
Прогулки по Пекину. Парк Юаньмин Юань. Фото из архива Nyyrikki

Заросшие травой и лотосами пруды соединяются узкими протоками, над которыми горбатятся каменные мостики, плакучие ивы опускают свои тонкие ветви до самой воды, кое-где поднимаются струйки фонтанов, но как-то ностальгически и ненавязчиво, а если вы придете сюда весной, то почувствуете, как благоухает сирень, увидите, как красиво сочетается с зеленью розовая роскошь цветов персика, а по склонам небольших заросших травой холмов вползают шапки нежно-лиловых флоксов...

Прогулки по Пекину. Парк Юаньмин Юань.
Прогулки по Пекину. Парк Юаньмин Юань. Фото из архива Nyyrikki

Недаром этот парк так любят художники.

Прогулки по Пекину. Парк Юаньмин Юань.
Прогулки по Пекину. Парк Юаньмин Юань. Фото из архива Nyyrikki

И, конечно, Великая Стена...

На Великую Стену - одно из чудес света - едут именно из Пекина. Обычно туристов возят на самый ближний участок Стены - Бадалин. Он расположен в 80 км от города и легко доступен общественным транспортом. Также этот участок лучше всего отреставрирован, но из-за транспортной доступности там крайне многолюдно. Если хочется приключений, настоящего духа времени, умопомрачительных видов и поистине гигантского размаха, то следует ехать на Сыматай. Это далеко, дорого, и еще надо найти таксиста, который знает, где он находится, этот Сыматай... но это уже совсем другая история.

Великая Китайская Стена. Участок Сыматай.
Великая Китайская Стена. Участок Сыматай. Фото из архива Nyyrikki
Продолжение следует.