Прогулки по Пекину
В Китае я была по нынешним меркам достаточно давно, а поэтому многое там могло измениться. Однако, думается мне, изменения в первую очередь касаются крупных городов, таких, как Шанхай, а провинция как была бедной, так бедной и осталась. В этой и следующих статьях я опишу впечатления от двух поездок в провинцию Хэнань, и немного о Пекине и о Великой Стене.
Я летела до Пекина Аэрофлотом и затем пересаживалась на внутренний рейс китайских авиалиний. Самолеты Аэрофлота летают из Шереметьево F, причем, насколько я помню, на регистрацию надо было приходить сильно заранее из-за бесконечных толп китайцев, улетающих близкими рейсами. Возможно, с тех пор что-то изменилось, а может, и нет. Китайцы в самолете ведут себя шумно (они, впрочем, везде себя так ведут, когда едут группами, а группами они ездят чуть менее чем всегда). Правда, я надеюсь, что с тех пор многие китайцы, кто может себе позволить путешествовать по миру, немножко попритихли. Возможно, те, которые "раньше" - это были челноки с коробками, а сейчас все изменилось. Будем надеяться.
Пекин
Пекин, как мне показалось тогда, очень был похож на Москву 70х годов. Те же серые коробки домов, те же троллейбусы-автобусы. И вездесущие тополя вдоль улиц, правда, по форме не совсем такие, как у нас, а, скорее, пирамидальные. Но в остальном все очень похоже, и когда едешь из аэропорта в Пекин на автомобиле, первое время не покидает чувство дежавю.
Одно отличие, однако, вскоре бросается в глаза: это огромное количество велосипедистов и вообще двухколесных. Так проще перемещаться, поскольку в Пекине, как во всех крупных городах мира, уже тогда были серьезные пробки.
По рассказам, власти Пекина пытались бороться с пробками, поделив автотранспорт по принципу четности-нечетности госномера. По определенным дням якобы ездят только четные, по другим - нечетные. Не буду утверждать, что так оно и есть, но сама идея - интересная.
Движение в Китае правостороннее, но наши водительские права там недействительны. По крайней мере, так было раньше.
В Пекине имеется очень разветвленное метро, довольно современное. На входах в метро стоят сканирующие аппараты для багажа, как в аэропортах, и все выстраиваются в очередь, чтобы положить свою сумку или рюкзак на ленту транспортера. Процесс идет довольно быстро, но мне трудно представить, что делается на входе в часы пик. В самом метро многолюдно; следует заметить, что в метро запрещено есть и пить. Как фиксируются нарушения, мне неизвестно, но я действительно не видела, чтобы кто-то из китайцев ел или пил в метро. Возможно, этот запрет имеет своей целью, чтобы в метро не мусорили...
Исходя из того, что я наблюдала и в Пекине, и в провинциальных городках, и в школе-интернате, где жила около недели, - китайцы мусорят прямо там, где находятся, а потом приходит специально назначенный человек, который все это убирает. Например, однажды я присутствовала на школьном празднике. После окончания праздника весь зал был завален обертками, пустыми бутылками, какой-то шелухой, пакетиками от всякой всячины... а на следующее утро несколько бодрых детишек, деловито орудуя метлами, уничтожали следы всеобщего безобразия, и спустя примерно полчаса зал приобрел свой первоначальный вид.
В некоторых районах Пекина еще сохранилась старая застройка; широко известны в узких кругах пекинские переулочки - хутуны; говорят, что в лабиринте хутунов можно заблудиться. Наверное, когда-то так оно и было... Есть и другие улицы - приятные, с малоэтажной старой застройкой, утопающие в тени деревьев, с бесконечными маленькими магазинчиками. По таким улицам хорошо гулять, никуда не торопясь, впитывая в себя ароматы благовоний от расположенных по соседству храмов, да и просто дух старого Пекина.
Пока в Пекине еще сохраняются хутуны, но, вполне возможно, скоро от них уже ничего не останется. Насколько мне известно, по хутунам организуются экскурсии; в Пекине учатся многие наши соотечественники, многие студенты-китаисты приезжают на долговременную стажировку, и вот они-то могут организовать экскурсию по хутунам.
Если вы предпочтете перемещаться на такси, то следите, чтобы такси было государственным: с кассовым аппаратом, который выдаст официальный чек за поездку. Возможно, теперь уже проблемы с таксистами-мошенниками в Пекине решены, но бывали случаи, когда таксист увозил, например, багаж зазевавшегося туриста; о запредельных ценах на поездку я умолчу. Рекомендуется иметь при себе бумажку, где по-китайски будет написано название вашего пункта назначения, и не полагайтесь на то, что вы его правильно произнесете: в китайском языке много звуков, на наш неискушенный слух совершенно одинаковых, но при этом кардинально меняющих смысл сказанного. Ну и, кроме того, английский язык знают далеко не все таксисты, а если и знают, то не факт, что вас поймут и что вы, в свою очередь, поймете специфический китайский акцент в английском языке.
Запретный город
В самом сердце Пекина, напротив огромной площади Тянь Ань Мэнь (Врата Небесного Спокойствия), можно видеть мавзолей Мао Цзедуна, а дальше, за стеной, находится Запретный город, в котором когда-то обитали Сыны Неба - китайские императоры. Запретный город поражает размерами своих площадей и своей... пустотой, что ли? В нем - пусто. Я не знаю, как это было раньше; возможно, "пусто" здесь имеет глубокий философский смысл, но, несмотря на обилие посетителей, Запретный город кажется пустынным.
Конечно, любой путеводитель по городу покажет и расскажет, что в городе нужно посмотреть и где оно находится. Пекин - не исключение. Путеводитель расскажет, какие в Пекине есть храмы и парки, музеи и рынки, как до них добраться и что именно там смотреть. Но можно, не глядя в путеводитель, а просто взяв с собой карту, пойти гулять куда глаза глядят. Это - тоже способ познакомиться с городом.
Раньше я брала с собой бумажную карту, а сейчас пользуюсь оффлайн-картами приложения MapsMe. Удобно, есть навигация, причем не нужен постоянный доступ в интернет - карту можно загрузить заранее.
Если уйти от Запретного города через Тянь Ань Мэнь и дальше, то можно попасть в приятное местечко с аутентичными "причесанными" строениями, в которых располагаются торговые точки типа Swatch, а также фастфудовые забегаловки типа Старбакса - в китайском антураже; а если уйти в сторону, противоположную Тянь Ань Мэнь, то картина будет диаметрально противоположная: обшарпанные старые здания, развалюхи вдоль канала с мутной зелено-коричневой водой... ни блеска, ни глянца, ни красок. Но и по таким улицам интересно прогуляться: это тоже город, это квинтэссенция современного Китая - страны контрастов.
Парки
Что касается парков, то они по-азиатски красивы. Однако больше всего лично мне понравился парковый комплекс Юаньмин Юань (Yuánmíng Yuán, Сады Безупречной Ясности). Это парк, расположенный недалеко от разрушенного Летнего Дворца, и он отличается от других виденных мной в Китае парков атмосферой легкого декаданса. Парк как будто предоставлен самому себе, и время здесь словно застыло, остановившись где-то там, далеко, далеко... Может быть, именно таким был толкиеновский Лориен - спокойным, медитативным, вечным...
Заросшие травой и лотосами пруды соединяются узкими протоками, над которыми горбатятся каменные мостики, плакучие ивы опускают свои тонкие ветви до самой воды, кое-где поднимаются струйки фонтанов, но как-то ностальгически и ненавязчиво, а если вы придете сюда весной, то почувствуете, как благоухает сирень, увидите, как красиво сочетается с зеленью розовая роскошь цветов персика, а по склонам небольших заросших травой холмов вползают шапки нежно-лиловых флоксов...
Недаром этот парк так любят художники.
И, конечно, Великая Стена...
На Великую Стену - одно из чудес света - едут именно из Пекина. Обычно туристов возят на самый ближний участок Стены - Бадалин. Он расположен в 80 км от города и легко доступен общественным транспортом. Также этот участок лучше всего отреставрирован, но из-за транспортной доступности там крайне многолюдно. Если хочется приключений, настоящего духа времени, умопомрачительных видов и поистине гигантского размаха, то следует ехать на Сыматай. Это далеко, дорого, и еще надо найти таксиста, который знает, где он находится, этот Сыматай... но это уже совсем другая история.