По Северной Карелии
Первая часть материалов о Карелии находится здесь
Карелия, особенно Северная - это своего рода Мекка для тех, кто любит походы, но не любит в них ходить "спортивно". Люди, любящие ходить спортивно, забираются в неописуемые глухомани, что-то преодолевают, превозмогают, побеждают... Люди, которые ходят неспортивно, предпочитают отдых преодолению и комфорт - превозмоганию. Как же, скажете вы. А палатки? Отсутствие душа? Удобства в лесу? Чай с печеньками? Трехразовое горячее питание? А если дождь? А если холодно? Комары, наконец? Разве это - не превозмогание? Не преодоление? Не победа над собой и собственным сибаритством? Ну, отвечу я, об этом и речь. Об этом и поговорим. Хотите поговорить об этом?
Готовы? Ну тогда отправляемся в водный поход по Северной Карелии!
Отправляясь в путь. О заброске
Стандартно маршруты по Северной Карелии начинаются от станции Лоухи железнодорожной ветки на Мурманск. Поезд Москва-Мурманск прибывает на станцию рано утром и стоит там, дай бог памяти, минуты три. За это время надо успеть выгрузиться самим и шустро выгрузить все тюки и рюкзаки, которых у туристов-водников набирается немало.
Не знаю, как сейчас, а раньше на станции уже стояли-поджидали уазики-буханки, готовые доставить группы туристов вместе с их малоподъемным и габаритным грузом на различные речки и озера. Продолжительность поездки зависит не только от дальности расположения речки, но и от качества дорог, по которым предстоит добираться; дольше всего мы ехали на Пистайоки (несколько часов, с остановкой на погранзаставе и выпиской заранее заказанного пропуска в погранзону). Есть и близко расположенные водные объекты, например, Энгозеро, с которого можно начать маршрут по красивейшей речке Воньге, расположено совсем рядом с одноименной станцией - прямо за деревней.
И вот это путешествие по лесным дорогам, иногда - асфальтовым, а иногда - грунтовым, с вылезающими из-под земли бульниками* и бревнами, - называется в туристских (не путать с туристическими!) кругах "заброской". Ты забрасываешься к месту стапеля, то есть к пункту А своего намеченного водного маршрута, ну, или тебя забрасывают - в дальнюю даль от цивилизации, от городов, асфальта и бетона, автомобильных гудков и выхлопных газов, от людской суеты и, конечно, от магазинов тоже... поэтому все свое турист берет с собой. И общее, которое на всю группу - тоже берет с собой. Всю запланированную еду. Аптечку. Туалетную бумагу. Все печеньки и шоколадки, как запланированные, так и незапланированные - неучтенка, так она называется на туристском жаргоне. Аккумуляторы для фотокамер. Посуду личную, посуду общественную. Веревки, топоры и пилы (некоторые, особенно катамаранщики, тащат с собой даже складные кресла и столы, но это уже перебор, по-моему). Ну и, разумеется, экипировку. Разную, на случай солнца и дождя, жары и холодов. Ты никогда не знаешь, какая погода поджидает тебя летом в Северной Карелии: жара при круглосуточно не заходящем за горизонт солнце, или дожди и холод градусов эдак 5-8. Это в общем случае непредсказуемо.
* Бульник - крупный валун, обычно выраженно округлой формы, т.е. не плоский. На грунтовых дорогах Карелии выпирающие из-под земли бульники создают впечатление кочек, но это не кочки. В порогах и шиверах бульники ответственны за бурбуляцию, но об этом - потом.Однако только кажется, что все это очень сложно, и что-нибудь обязательно упустишь из виду. Все приходит с опытом, и с опытом нарабатывается понимание того, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись; как сохранить заряд аккумуляторов в условиях холода и сырости, как оптимизировать одежду и обувь, чтобы они плохо промокали и быстро сохли (ну, или как вариант - хорошо промокали, но сохраняли при этом тепло); как ставить палатку под дождем и как вообще жить в условиях непрекращающихся дождей; и еще добавлю важную, очень важную вещь: не надо недооценивать силу и коварство северного солнца, особенно на воде!
Но прежде...
Любому походу должна предшествовать тщательная подготовка. Маршрут продумывается и разбивается на ходовые дни и дни отдыха (дневки), в соответствии с тем, сколько данная группа в данном составе реально может преодолеть за адекватное количество часов при адекватных усилиях (и разумеется, для правильной оценки адекватности этим должен заниматься опытный и ответственный человек; а то иногда бывает, что планирование в группе хромает, и тогда в начале похода вся группа ленится и разгильдяйничает, а потом гонит, гонит, гонит... потому что обратные билеты, и поезд ждать не будет. И еда заканчивается). В соответствии с разбивкой завхоз группы рассчитывает рацион. Это также очень ответственная работа, требующая немалых знаний, скрупулезности и опыта. Важно, чтобы еда не просто была: надо, чтобы она была достаточно разнообразной и питательной, и при этом не весила несколько тонн. Недооцени разнообразие, посади группу только на крупы и макароны - и вся группа будет вечно голодной даже несмотря на тушенку в каше, тушенку в супе; однако стоит разнообразить те же супы сушеными овощами, горохом и фасолью, а в утренние каши добавлять сухофрукты - и группа не будет испытывать голод при тех же нормах расхода продуктов, хотя, возможно, немного похудеет. Ну и бонусы, конечно: они должны быть!
Из личного опыта бытия завхозом: однажды в самом начале похода одна из наших лодок перевернулась при прохождении препятствия, и в результате разгильдяйства была утоплена вся взятая тушенка. Хорошо, что был сезон грибов, и грибы некоторым образом тушенку заменили. Однако вынужденное вегетарианство нисколько не сказалось на чувстве насыщения, ну разве что у самых заядлых мясоедов... Вот что значит хорошо продуманный рацион.
Рассчитывать на "подножный корм", однако, не рекомендую: во-первых, его добыча требует драгоценного времени, а в ходовой день лишнего времени нет. Во-вторых, может быть не сезон, или погоды неподходящие, крокодил не ловится, не растет кокос. В-третьих, рыба. Она может быть, может не быть, а в некоторых местах ее ловить запрещено или от слова "совсем", или надо иметь лицензию (это подразумевает, что не просто нельзя ловить - нельзя расчехлять удочки, а иначе залетный рыбинспектор живо их конфискует. Еще и штраф выпишет). Словом, подножный корм - это тоже бонус, и относиться к нему нужно соответственно. Однако если есть грибы, ягоды и рыба, и есть время и возможности их добыть, это здорово разнообразит рацион и добавляет плюс стопицот к удовольствию от похода.
Лиха беда начало. Стапель
И вот, наконец, настал долгожданный миг: мы, наконец, заброшены и предоставлены сами себе, лицом к лицу с тем, что мы там себе напланировали. Дальше нам предстоит стапель. Стапель - это первоначальное приведение всего взятого барахла в непосредственную походную готовность. В принципе, это определение подходит и к обычному снятию со стоянки, особенно после дневки, но есть и существенное отличие. На стапеле извлекаются из упаковок и монтируются плавсредства, будь то надувные лодки, или байдарки, или катамараны, и если мы провафлили подготовку снаряжения дома, то здесь нас могут поджидать внезапные сюрпризы. Например, с прошлого сезона мы поленились как следует просушить своего Шмуля, и теперь его баллоны радостно пропускают воздух. Или внезапно лопнула мембрана у насоса-лягушки, а запасного - нету. Ни у кого. Что делать, надувать катамаран ротом? (это я рассказываю о реальных случаях разгильдяйства при подготовке снаряжения. Такое бывает.)
Но предположим, что все подготовились на славу, и нежданчиков не случилось. Лодки собраны, баллоны надуты, катамаранные каркасы скреплены, все барахло надежно упаковано в гермомешки и как следует привязано, чтобы при случайном оверкиле ничего не потерять... Посмотрим вокруг: не оставили ли мы нежелательных следов на этом посещаемом многими и многими группами пятачке, именуемом "местом стапеля"? Да-да, место стапеля - это настоящий проходной двор, и не следует превращать его в помойку. На каждом туристско-ходимом маршруте имеется стандартное место стапеля, отличающееся от обычных стоянок своей особой вытоптанностью. Это потому, что стоянок много, а удобный стапель, как правило, один, и все группы стремятся именно туда. Что ж, не без этого: главное, не оставлять после себя мусор. Карельская природа сурова, но хрупка, и людям надо бы об этом помнить.
Стоянки
Это в этих ваших турциях и доминиканах отели "все включено", лежаки и зонтики от солнца. Тут, в Северной Карелии (впрочем, как и в Южной, и на Белом море, и на Кольском, где я была, и в других местах, где я еще не бывала, но зато бывали другие) - только хардкор. Не отель, а стоянка, но, впрочем, все включено. Что взяли с собой, то и включено, тем и пользуемся. Вместо шезлонга - туристический коврик, вместо зонтика - натянутый между деревьями тент, вместо дайкири и "Голубых Гавайев" - разведенный речной водой спирт, настоянный на лимонных корках, или - для особых гурманов - виски или маргеловка**
** названная по имени командующего ВДВ Маргелова адская смесь из спирта с гранатовым соком. Пьется компотиком, с ног валит хлеще пулемета.Стоянки на карельских речках обычно имеют многолетнюю историю. Не любой берег подходит для того, чтобы там стоять, а только относительно высокие (чтоб не сыро), в меру открытые (чтоб ветром уносило гнус), достаточно ровные (чтоб нормально поставить палатки) места. Такие места обычно наперечет и часто бывают уже оборудованными под стоянку; как минимум, там есть обустроенное место для костра, как максимум, могут быть даже сколочены столы и скамейки. Иногда туристы на дневках развлекаются условно-художественной резьбой по дереву, и тогда видишь то тут, то там обструганные столбики с изображениями идолов, богатырей, леших...
ЗЫ. Надо ли говорить, что срубается и используется только сушняк? Это правило туриста номер один: никогда не трогать живые деревья!
Группа туристов-водников на стоянке - это чисто цыганский табор. Особенно, если группе предстоит дневка. Ставятся палатки, натягиваются веревки, на веревках развешивается мокрая ходовая экипировка (не высушит солнце, так хоть ветром продует!). Над святая святых - местом для костра - натягивается тент. Дежурные приступают к готовке, завхоз копается в продуктах, подвергая очередному учету и контролю свое хозяйство. Стоянка обживается коллективно; если место новое, не очень оборудованное, то именно на этом этапе проводятся строительные работы. Стоянка - это важно. От того, как люди отдохнут, зависит, какие отношения будут между людьми в команде (кто-то другой в этом месте отметил бы настроение, но именно для похода подобное различие не существенно).
Однако есть, есть в стояночной жизни своя жемчужина, надежда и опора водника, а также спа-салон и релакс-тритмент для уставших и натруженных мышц, непривычных к нагрузкам (далеко не все водники - это крепкие бородатые парни в растянутых свитерах с оленями и вязаных шапочках, выдающих принадлежность к рабочему классу, ну, или хотя бы к геолого-разведочной интеллигенции; многие из них - самые настоящие офисные... эээ... жители. Как я, например). О чем мечтает гребущий в своей лодке турист-водник, когда он мокнет снизу от захлестывающей лодку воды, мокнет сверху - под непрекращающимся который час дождем, когда он преодолевает волны в открытом всем ветрам озере, а ветер дует обязательно в морду (куда бы ты ни греб, ветер все равно будет дуть в морду); когда он преодолевает очередную шиверу или порог, и его дополнительно захлестывает девятый вал вон из-под того бульника, который он только что еле-еле удачно обогнул; а если неудачно, и не дай боже, кильнулся? О чем мечтает водник, плывя ногами вперед*** в холодной карельской воде, когда все сознательные мысли только об одном: не упустить весло? О чем он мечтает неосознанно?
О бабах?
Будда с вами, какие бабы. Он мечтает, как выберется ко всем чертям отсюда и хряпнет виски. Или спирта. Или маргеловки. Все равно чего, но хряпнет. Не пьянства окаянного ради - чтобы согреться. И чтобы не простудиться нафиг. И еще потому что хряпнув, он уже не будет думать о дожде и о холоде, а будет думать о том, что вокруг - охрененная природа неописуемой красоты, а рядом - удивительно душевные люди, с которыми находиться хорошо и приятно. И если он мечтает о чем-то еще, это наверняка о бане.
*** ногами вперед, так правильно. Потому что если не следить за этим и предоставить собственной тушке бесконтрольно плыть по течению, то о ближайший бульник, на который тебя этим самым течением швырнет, ты треснешься своим драгоценным котелком. И даже если ты правильный водник, и на тебе каска (и спасжилет!), все равно мало не покажется. Потому - ногами вперед, и плевать на ассоциации.Водник, гребущий под дождем, плывущий ногами вперед за своей лодкой в шивере, дрожащий на берегу и пытающийся разместить свое мокрое седалище поближе к костру или даже над костром, мечтает о бане. О бане, дорогие мои. Ибо в водном походе по Карелии баня - это квинтэссенция комфорта. Кто ни разу не парился в походной бане, особенно когда холодно, и температуры стоят эдак +5-+8 градусов, тот ничего, абсолютно ничего не понимает в комфорте!
Но это - совсем другая история.
Продолжение следует.