Плато Путорана: ностальгия по бесконечности
Часть первая. О камнях и травах
ФотогалереяПомните из уроков географии: Западно-Сибирская равнина, Северо-Сибирская низменность, Средне-Сибирское плоскогорье? С севера на юг упомянутую равнину от плоскогорья отделяет Енисей. Плато Путорана является частью Средне-Сибирского плоскогорья и примыкает к Северо-Сибирской низменности, к Таймыру.
Когда-то давным-давно плато было равниной. А затем случилось так, что тектонические силы вытолкнули равнину наружу, подняли ее на километр. В процессе выталкивания равнина стала разламываться, трескаться, и получились горы со срезанными вершинами - так называемые "столовые" горы. Это и есть плато. А в разломах возникли озера с чистейшей водой. Они похожи на Байкал - глубокие, холодные, прозрачные. По долинам потекли многочисленные речки, с гор заструились ручьи, пробивая себе русло в толще породы, разрушая ее, падая со ступени на ступень бойкими водопадами. Подножия гор покрылись мхами, кустарниками, затем выросли лиственницы... и Путораны стали такими, какие они есть сегодня.
Как добраться до Путоран? Самолетом до Норильска, а затем - по воде на катере до озера Лама. Можно от Красноярска спуститься по Енисею (если говорить о том, куда течет река, но если смотреть на карту, то это будет "подняться" - потому что вверх, на Север) до Дудинки, а из Дудинки доехать до Норильска; далее задача сводится к предыдущей. Кроме как по воде, можно долететь на вертолете, но это крайне дорогостоящая опция. Других путей нет.
Климат на Таймыре суровый. Зима длится 268* дней в году, с октября по май свирепствуют морозы. Полярной ночью в небе полыхают сияния, а полярным днем солнце не заходит круглые сутки. Дуют жестокие ветры, так что при дожде бесполезны зонты - их ломает; а зимой метет пурга, которая запросто срывает крыши с домов и переворачивает автобусы, полные людей. Сугробы в Норильске наметает чуть не до второго этажа, а двери в подъездах открываются вовнутрь - чтобы их можно было хотя бы открыть, когда их заваливает снегом.
* так написано в календаре - сувенире из Норильска. Но, конечно, это - не догма, бывает по-разному.Зимой до Путоран можно добраться на снегоходах - по замерзшим водным путям. Вряд ли, конечно, кто-то с "материка" поедет туда в разгар зимы, но, скажем, в апреле уже можно. В апреле, хоть и стоят морозы, но солнце уже довольно долго находится над горизонтом, и жить в целом становится веселее.
Важно знать: бОльшую часть Путоран занимает биосферный заповедник. А от восточной оконечности озера Лама начинается охранная зона. В заповедник ни заходить, ни залетать нельзя, кроме как по предварительно оформленному разрешению. Если поймают без такового, ответственность будет даже не административной, а уголовной (во всяком случае, так говорят). В охранной зоне запрещен самодеятельный туризм, нельзя ставить палатки и разводить костры вне специально отведенных для этого мест.
Обратите внимание на выложенные дорожки: ходить можно только по ним, чтобы не вытаптывать растительность; а также на помосты для установки палаток.
В отличие от окрестностей Норильска, которые есть самая настоящая тундра, Путоранские горы примерно на треть покрыты лесом. Конечно же, это не дремучие таежные леса; деревья - преимущественно лиственница, но есть и береза, и ольха, - растут довольно разреженно. Нижний ярус занимают кустарники и кустарнички - в основном это карликовая березка, багульник и голубика. А почвы покрыты разноцветными мхами и лишайниками. Но почв в горах не так много; чем выше, тем больше проступают камни. Время от времени встречаются целые каменные поля - нагромождения камней разного размера, от совсем маленьких до гигантских булыжников, и такие нагромождения называются курумниками. Затем растительность исчезает от слова "совсем", и выше идут сплошные курумники и сыпухи - каменистые осыпи. Ходить по ним сложно и опасно. Но если курумник стабильный (а это видно по наросшим лишайникам), то ходить можно, но очень осторожно, чтобы не упасть.
Ребята из нашей группы, трижды поднимавшиеся на плато с разных гор, шутили о тридцати видах курумника. И может, это не вполне шутка. Путоранские скалы растрескиваются пластами, эти пласты откалываются и разбиваются на части; "молодые" осколки довольно острые; постепенно погода и природа притупляют острые края, камни покрываются пятнами лишайников, а затем, когда осыпь как следует устаканится, между камнями нарастают мхи и лишайники попышнее. Однако чем выше, тем круче уклон, тем сложнее камням удержаться в стабильном положении.
Если забраться на самый верх, на плато, то можно вообразить, будто находишься где-нибудь на Луне или на Марсе: настолько инопланетным кажется пейзаж. Фантазия рисует зеленых человечков, выглядывающих из-за каменных нагромождений, или стремительных членистоногих арахнидов, как в фильме "Звездный десант". Говорят, однако, что НЛО там периодически летают; почему бы нет? Места пустынные, безлюдные, отдаленные, да и приснопамятная речка Тунгуска не так уж далеко находится - по сибирским меркам, конечно...
В детстве я читала статью про космический аппарат, запущенный к планетам Солнечной Системы. И называлась она "Марс, каким его увидел "Викинг"". Так вот, плато Путорана - как раз про это: про викинга, добравшегося до вершины и увидевшего Марс...
Если в фотошопе наложить красный фильтр, получится вполне себе марсианская панорама.
На самом плато встречаются участки с растительностью, но в основном это все же каменистая пустыня, покрытая все тем же курумом. Однако и среди таких суровых камней можно встретить маленькое чудо: северный эдельвейс - новосиверсию ледяную (Novosieversia glacialis), или даже - кто бы мог подумать? - незабудку!
Вверху: Новосиверсия ледяная. Слева - в зоне тундры, справа - на плато.
Внизу: незабудка с вершины горы Идол.
Лето на Таймыре короткое и непредсказуемое. Может случиться снег в июле, а может воцариться жара в 30 градусов. Всю неделю, что мы провели в Путоранах, светило солнце и было тепло, а неделю до этого поливали дожди, и температура днем не поднималась выше 10 градусов. Однако нам повезло, и даже дымка, которую ветер пригнал с Норильска, оказалась очень кстати с художественной точки зрения: воздушная перспектива, созданная дымкой, придала фотографиям особую глубину и подчеркнула мистическую красоту Путоран.
На фото - перешеек между озерами Лама и Капчуг, названный эзотерически настроенными членами нашей группы Местом силы.
Осень раскрашивает лесотундру, будто живописец-авангардист, в разнообразные оттенки желтого, красного и пурпурного. То тут, то там багровеют кустики голубики, усыпанные синими ягодами. Пятнами Роршаха проступают разноцветные мхи и лишайники: ржаво-красный толстый ковер мха с торчащими зелеными свечками реликтовых плаунов сменяет серый ягель и сфагнум, на которых, в свою очередь, густыми лепестками пламенеют листья неведомых стелющихся кустарничков. А чуть дальше в стороне каплями чьей-то крови рассыпались спелые ягоды брусники. Чуть выше карликовая березка хвастается своим оранжевым одеянием, а еще выше покачиваются ветви лиственниц, пока еще прикрытые охряно-желтым кружевом. Это потом нежная хвоя побуреет и опадет, но пока ею можно любоваться, ибо она - прекрасна, особенно в солнечную погоду.
Воздух свеж и прозрачен; время от времени чувствуется терпкое благоухание потревоженного шагами багульника; шуршит под ногами высохший до хруста за несколько дней без дождя ягель да шелестят хлесткие ветки карликовой березки. Тропа уходит вдаль, за деревья, вьется по склону все выше и выше, пока не пропадает в курумнике. И кажется, будто время здесь летит незаметно, и все тревоги покидают тебя, и остаешься только ты - заново рожденный, обновленный, здесь и сейчас.
Продолжение следует